Польша, как и Украина с другими странами бывшего соцлагеря попросту была обречена провести реформирование органов, отвечающих за безопасность граждан. Это был один из логичных вызовов для страны на фоне демократических преобразований конца 1980-х – начала 1990-х годов прошлого века. Именно поэтому одной из ключевых реформ в Польше стали изменения в структуре Министерства внутренних дел (МВД). Об этом пишет главный редактор Польско-Украинского портала Дариуш Матерняк.
Система МВД в Польше реформировалась путем коренных изменений созданной еще в 1944 году Общественной Милиции (далее – ОМ). За весь период своего функционирования ОМ не без оснований ассоциировалась с репрессивным аппаратом государства и надзора. С другой стороны, она реально могла гордиться определенными успехами в борьбе с преступностью.
Новая полиция в Польше
Преобразование структуры польского МВД набрало обороты после 1989 года. Тогда общественное доверие к ОМ было на чрезвычайно низком уровне, – это было обусловлено, в первую очередь, репрессивными методами работы и полным подчинением политическому руководству страны. Милиция была постоянно вовлечена в борьбу с оппозиционным движением «Солидарность» и любыми проявлениями низового сопротивления. В противостоянии с независимыми и подпольными организациями ОМ «отметилась» рядом резонансных и жестоких акций. Особенно запомнились т.н. моторизованные подразделения общественной милиции (ZOMO), которые принимали участие, в том числе, в пацификации протестных акций на ряде промышленных объектов, которые в то время были центром оппозиционного движения. Например, во время военного положения в результате действий ZOMO на силезской шахте «Вуек» были убиты 9 шахтеров.
Новая формация – с новым названием и принципами функционирования – была создана в 1990 году. В структуре полиции были выделены отдельные службы: уголовная (ответственная за расследование), патрульная, а также подразделения антитеррора.
Крайне важно понимать, что полиция была четко отделена от других органов безопасности, а ее независимость от мира политики была зафиксирована законодательно. Именно этот фактор обеспечил последовательность преобразований на долгие годы безотносительно бурной политической жизни в постсоциалистической Польше.
При планировании работы полиции, по примеру стран Запада, было взято на вооружение использование опросов общественного мнения о результатах работы полицейских, сделана ставка на повышение уровня безопасности гражданами по всей территории страны. Несколько позже в структуре МВД появились подразделения, ответственные за борьбу с организованной преступностью (экономическое, по борьбе с оборотом наркотиков, а также, антикоррупционное). В 2000 году они были объединены в т.н. Центральное бюро расследований (CBS).
Описанные выше изменения, хотя и развивались динамично и были относительно быстро инициированы (на фоне ситуации в государстве в целом), – они требовали много времени для их полной имплементации. Отдельным вызовом стало обновление кадров с продвижением на должности тех, кто не был связан с предыдущим режимом (лица, в отношении которых были подозрения в совершении тяжких преступлений, просто не прошли аттестацию). С другой стороны, важным было сохранить уровень профессионализма личного состава. Этот процесс де-факто закончился только в 2005-2010 гг. За все время обновления кадров были заменены около 100 тыс. сотрудников. Причем на начальном этапе ротации, то есть, в первые 2-3 года, со службы были уволены около 40% человек.
Полиция для граждан
В ходе реформ упор делался на «публичный» характер полиции, а также значимость процесса привязки силовых структур к местным общинам. Значительная часть изменений была проведена по типу западных моделей – Германии, США и Нидерландов. Ряд конкретных программ были имплементированы именно на основе западных образцов. Передача западного опыта происходила на фоне интенсификации контактов с соответствующими службами и ведомствами из названных стран – отдельно на центральном и местном уровнях.
Другим направлением реформирования правоохранительных органов в Польше был запуск ряда программ и проектов, целью которых было расширение контактов полиции с местными органами власти, предпринимателями и институтами гражданского общества. Примером таких действий была акция «открытый участок», который в конкретное время могли посещать граждане, или проект «Познакомься со своим полицейским», в рамках которого СМИ публиковало информацию о сотрудниках полиции на данной территории с фотографиями. Также полицейские проводили регулярные встречи в школах. Такие акции имели цель представить информацию о правоохранителях и облегчить к ним доступ. Безусловно, это были факторы, повышающие прозрачность их деятельности, поскольку полицейские фактически становились публичными лицами. Конечно, данные об отдельных сотрудниках (уголовного розыска, спецподразделений и т.п.) не разглашались из соображений безопасности.
Ключевой целью этих преобразований было повышение ощущения безопасности жителями Польши, своевременное предотвращение преступности и воспитания молодежи, а также улучшение имиджа полиции в глазах граждан. Результатом этих усилий стал значительный рост публичного доверия к полиции. По данным Центра исследований общественного мнения (CBOS), в период с января 2007 года по сентябрь 2012 уровень общественной поддержки полиции удерживался на уровне около 70%.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”