Обращение к Президенту Украины, Австрийскому посольству и к прокурору области Василию Синчуку – сегодня сотрудники агентства “Информ-бюро” уверены – конфликт, который у них произошел с известным харьковским бизнесменом и членом исполкома Александром Давтяном, беспрецедентный с точки зрения нарушения прав журналистов. Напомню, что неделю назад, когда съемочная группа “Информ-бюро” вместе с представителями архитектурной инспекции пришли к гостинице Харьков, его владелец Александр Давтян закрыл камеру рукой, а после – вообще приказал охране отобрать ее. Бесприкословно выполняя приказ, телохранители не просто отобрали камеру, а вообще, разбили, свалив и самого оператора. После этого, бизнесмен рассказал, что съемочная группа напала на него, хотя операторы это отрицают.
Владимир Успенский, оператор “Информ-бюро”:
“Видеоператоры снимали людей, снимали представителей ГАСКа с расстояния примерно трёх метров. И если говорят, что мы вплотную подошли и камерами эти тыкали в груди или живот – это же хорошо видно, что снимали с того расстояния, как обычно снимает видеоператор.”
Однако, Александр Давтян все-же настаивает на том, что на него напали люди с камерами, просто это не зафиксировано на видео. Об этом он сообщил новостям АТН в телефонном разговоре. Но при этом, рассказал бизнесмен, он не считает нужным конфликтовать с “Информ-бюро” и даже пообещал направить в милицию заявление, мол, претензий к нападающим не имеет. То, что перед ним были телевизионщики, говорит Давтян, он сразу не понял, потому что журналистов всегда уважал независимо от их репортажей. Теперь встречаясь с телекамерой бизнесмен даже пытается юморить.
“Бить не будем, никого бить не будем!”
При этом Александр Давтян говорит, что медиаскандал вокруг него – спровоцирован. По его мнению – сотрудники “Информ-бюро” преднамеренно пришли к гостинице “Харьков” с несколькими камерами, чтобы срежиссировать скандальную съемку. Видеодиректор “Информ-бюро” Алла Плис не скрывает, их агентство действительно делало проекты для оппонентов Александра Давтяна. Но съемка возле гостиницы не была с этими проектами связана – шла работа над новой программой “Стройки вне закона”. Несколько камер — видеофишка нового проекта, а речь будет идти не только о зданиях Давтяна или его друзей.
Алла Плис, видеодиректор “Информ-бюро”:
“Когда начинают бить камеры, когда начинают избивать журналистов, ни о каких хозяевах речь идти не может. С этой минуты начинает вступать закон, а как нам обещали закон один для всех.”
Именно на такой позиции настаивают и правозащитники. По их словам в публичном месте имеет право проводить съемку кто угодно – журналисты, сотрудники различных информагентств или, вообще прохожие. Главное в том, что никто не имеет права им мешать, тем больше человек, который является членом исполкома и известным бизнесменом. Практика европейского законодательства, напоминают юристы, предусматривает более широкие представление информации о публичных лицах, если она особо значима для общества. А информация о строительстве в городе считается именно такой.
Евгений Захаров, глава Харьковской правозащитной группы:
“Журналисты, не журналисты снимали это – нет никаких запретов, которые бы не давали возможности стройку снимать.”
Оксана Нестеренко, эксперт по медиаправу:
“В данном случае препятствовали даже не праву, а обязанности журналиста освещать те события, которые происходит в жизни Харькова.”
По словам юристов, Александр Давтян своими действиями нарушил целый ряд законодательных актов – от Конституции Украины, которая гарантирует свободу слова, до законов, которые защищают работу и права журналистов и представителей информагенств. А в дополнение еще и уголовный кодекс. В действиях бизнесмена, уверены эксперты, можно видеть признаки статьи препятствования законной профессиональной деятельности журналистов, кроме того нанесения телесных повреждений оператору, преднамеренное повреждение имущества – видеокамеры. Если Давтян и подозревал, что съемочная группа действует с целью спровоцировать его, он должен был обратиться в суд, а не впутываться в драку.
Оксана Нестеренко, эксперт по медиаправу:
“Вообще информация не бывает провокационной или непровокационной. Другое дело, что если потом в СМИ по его мнению, имело место распространение недостоверной информации, он имеет право, как гражданин Украины обратится за защитой своей чести и достоинства.”
Лишь суд, отмечают юристы, имеет исключительное право установить правдивую ли информацию распространило СМИ, и на самом ли деле она опозорила достоинство человека. Но лишь после того, как информация будет обнародована. До этого момента ни чиновники, ни охранники, ни любое другое лицо не имеет права, напоминают эксперты, обвинять кого-либо в представлении неверной информации, и тем больше, мешать проведению съемок в публичном месте.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”