Год назад инаугурация Кернеса сопровождалась пикетами несогласных с его политикой харьковчан, так же, как и нынешний отчет. Кстати, отчитывался мэр еще на прошлой неделе, за несколько дней до официальной годовщины, на заседании сессии горсовета. Вот только в сессионном зале мало кто осмелился критиковать мэра и его оптимистичный взгляд на собственную деятельность. В документе не были отражены ни сомнительные тендеры, ни лесопарковые вырубки, даже ответственность за провалы в сфере ЖКХ разделена с предшественниками.
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «На 14 ноября 2011 года за этот период поступило 2 млн 132 тыс. 592 обращения, то есть, объем обращений граждан и обозначения тех проблем, которые есть у жителей Харькова, очень велик, и эти проблемы, я четко понимаю это, что не решались десятилетиями, десятилетиями».
За десятилетия, в которых Кернес ищет виновных за развал ЖКХ, коммунальным хозяйством города руководили преимущественно его однопартийцы – Михаил Добкин, Михаил Пилипчук, Евгений Кушнарев. Они приняли эстафету у коммунистов. Еще четыре года муниципалитет возглавлял Владимир Шумилкин. Он виновных не ищет и работу своих предшественников развалом не называет. Говорит, что современное состояние ЖКХ, в первую очередь, объясняется самой структурой государственного хозяйствования в СССР. Плюс – качество строительства, когда ради метража изолированного жилья экономили на его качестве и инженерных сооружениях.
Владимир Шумилкин, мэр Харькова в 2002-2006 гг.: «Перепад между Откара Яроша и 23 августа, если я не ошибаюсь, метров 18. Я вам хочу сказать, что там нет ливневки в принципе. Огромный водосбор и вся вода внутри микрорайона с 23 августа заливалась в подъезды домов на Отакара Яроша. Огромное количество родимых пятен лежит в самой концепции строительства. И в том, как построено. И, к сожалению, чтобы потом это делать, протекающие козырьки, промерзающие стены, текущие кровли и так далее – это все от того, что где-то сэкономили на качестве строительных объектов».
Депутат-коммунист Алексей Перепилица в советское время сам работал в системе ЖКХ, сейчас входит в состав городской профильной комиссии. Обеспечить людей жильем, говорит он, было первоочередной задачей. Да и система обслуживания этого жилья не была плохой, просто она была ориентирована на государственное управление. При замене социалистического строя на капиталистический это и привело к проблемам.
Алексей Перепелица, член комиссии по вопросам ЖКХ горсовета, КПУ: «Создавалась наша жилищно-коммунальная сфера, как элемент серьезной государственной политики и централизованного обеспечения. Касалось это воды, тепла, газа и так далее. И государство выступало гарантом эффективности работы данной сферы. А если говорить сегодня, кто выступит гарантом исходя из реформы? Сам житель?»
Но это будет возможно, уверен Перепелица, если уровень жизни украинцев будет европейским. С этим соглашается и Шумилкин. Но до начала его мэрства, говорит мужчина, государство поставило Харьков в трудное положение: дотации – первая статья финансирования ЖКХ – были сведены на нет, а тарифы не соответствовали действительности. Их повышение экс-руководитель города называет не реформированием, а вынужденной мерой, который лишь позволил избежать серьезных коммунальных аварий и выплатить задолженность рабочим.
Владимир Шумилкин, мэр Харькова в 2002-2006 гг.: «Я принимаю полностью кризисный город, в котором как бы бюджета нет по сути говоря, в котором государство отходит от экономического управления и переходит на административное, и веерное отключение, и вся эта ерундистика и прочее. Мне же говорили, что хочешь победить на выборах – скажи, что отменишь тарифы и так далее. Я говорил, ну хорошо, я сейчас сумел победить на выборах, я знал, что завтра буду делать то же самое. И тогда мне все смогут задать вопрос: «Ну, ты же свинья?»»
Оппоненты, которые на выборах обещали снизить тарифы, победив, наоборот, через некоторое время начали повышать цены на коммунальные услуги прямо таки стахановскими темпами. Процесс продолжается до сих пор. Но даже внешнее украшение города, говорит эксперт по ЖКХ Михаил Гаевский, вряд ли можно назвать реформами, скорее – тратой денег, полученных с завышенных и необоснованных тарифов ради имиджа.
Михаил Гаевский, эксперт по ЖКХ: «Что касается развала, то вот эти слияния, разъединения и все остальное – это ничто более, как попытка показать какую-то деятельность, при нулевом совершенно результате. Реформ как таковых как не было, так и нет. Есть показушные разовые усилия, вроде как выставления скамеечек, детских площадочек, но никто не занимается системами жизнеобеспечения. Никто не заботится действительно о жилищно-коммунальном хозяйстве».
Многие горожане также в оценках деятельности руководителей города не припомнят безоблачных периодов, выделяют просто, когда с их точки зрения было более-менее неплохо.
Валентина Новожилова, пенсионерка: «Ой, даже не помню при ком, это только при советской власти было лучше, как только стала “самостійна” Украина, никто ниче, все заброшено, крыши текут, никто ниче не делает».
«При Кернесе сейчас я вижу больше работы, с другой стороны, мне не нравится тарифная политика, которая бьет по карману жильцов однозначно».
Владимир Филиппович – Анна Сергеевна, пенсионеры: «Раньше вообще, когда были ЖЭКи, было хорошо, а создали «Жилкомсервис», как диспетчерский пункт, и все, а раньше позвонишь и через два часа приходят, это ж при Добкине развалили эти ЖЭКи, и создали «Жилкомсервис». Диспетчер сидит, принял заявку, а через два месяца звонит и спрашивает – сделали ли вам ремонт, это же не дело».
Лариса Якимчук, пенсионерка: «Кушнарев, когда был, мне кажется, лучше было, во всяком случае, подъезды и вокруг домов было все чисто и, по-моему, мы деньги за это не платили».
Виталий: «Лучше было для меня с 92-го по 2004 год, пока я жил не на Украине».
Коммунист Алексей Перепелица уверен: решить проблемы ЖКХ возможно только при участии государства.
Алексей Перепелица, член комиссии по вопросам ЖКХ горсовета, КПУ: «С моей точки зрения для того, чтобы действительно ЖКХ без всяких формальных реформирований эффективно работало, – это серьезное государственное участие. Любые разговоры о реформировании ЖКХ политикам дает бонус – ну есть проблема, ну мы их реформируем. Фактически, уйти от прямого ответа на вопрос, что харьковчан ожидает сегодня, завтра, а если что-то и говорят, то все это скрывается за фразой – реформируем».
С тем, что без государства не обойтись в решении глобальной проблемы недоремонтов, соглашается и Шумилкин. Но каким образом это можно осуществить в условиях приватизированного жилья, и, главное, в отсутствие в государстве свободных денег, экс-руководитель города даже не предполагает. Говорит, что к тому же реформирование ЖКХ должно включать и уменьшение энергоемкости, и конкуренцию на рынке услуг.
Владимир Шумилкин, мэр Харькова в 2002-2006 гг.: «Я единственно, что я пока не очень понимаю … Что делают с точки зрения создания конкурентной среды. Здесь пошли по пути монополизации всей системы, централизации, этот вопрос для меня надо бы глубоко изучать. А так, первый шаг – вывод тарифом на себестоимость, его все должны решить, он – не популярный, от него всем по башке достанется, потому что из кармана людей вытаскиваем».
Но Кернес уверен: его команда оставила в прошлом политику и популизм, которые мешали реформированию ЖКХ. И вскоре не только он, но и каждый горожанин увидит положительные изменения.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”