Зофья Стефаник из Польши в Харьков приехала почтить память отца и дяди. На мемориале в Лесопарке она уже третий раз, сегодня с внучкой. Но, признается женщина, волнения те же. Когда отец исчез, ей было девять, с тех пор ничего о его судьбе семья не знала. Общение с ним оборвалось, когда пленных поляков вывезли из Старобельска.
Зофья Стефаник, дочь расстрелянного офицера: «Отец прислал нам три открытки, он писал, что находится в лагере в Старобельске, очень просил в каждой открытке прислать ему теплую одежду, но немцы не позволили нам, но мама нашла знакомую во Львове и попросила передать отцу посылку. И тут пришло известие, что лагерь ликвидирован».
С обеих сторон мемориала – польского и украинского – прошли богослужения. Вместе с несколькими десятками поляков возложить цветы приехал и президент Польши Бронислав Комаровский.
Бронислав Коморовский, Президент Польши: «Мы стоим между двух металлических стен, на которых перечислены имена, фамилии, даты рождения и смерти погибших. За этими несколькими – не только жизни отдельных людей и их семей, но также истории борьбы с ложью и побед правды. Я хочу сейчас вспомнить об одном конкретном человеке – капитане Якубе Вайде. Именно усилия его сына способствовали обнародованию правды о Катынском преступлении».
С украинской стороны на торжествах – премьер Николай Азаров. Он заявил, что в Украине создадут еще один мемориальный комплекс, и сообщил, что правительство будет работать над введением безвизового режима между двумя странами.
Николай Азаров, премьер-министр Украины: «Например, польские граждане могут спокойно приехать на могилы своих близких, ничто им не препятствует, и отдать дань памяти своим родственникам. Но у наших семей немало таких же могил в Польше, а процедура оформления разрешений, виз и так далее достаточно затруднена».
Польский ученый Анджей Кола это место помнит совсем другим. В середине девяностых, когда картографы и археологи приехали в поисках массовых захоронений, эта территория относилась к дому отдыха органов госбезопасности. А на могилах были дорожки для прогулок.
Анджей Кола, археолог: «Коли ми сюди приїхали в дев”яносто четвертому році, то тут була суцільна зелень. Невидно було ані поховань, ані жертв, було як там, за парканом».
Чтобы установить наверняка, где именно находятся могилы, исследователям пришлось сделать почти четыре с половиной тысячи проб земли. Работа огромная, говорит археолог. Но теперь сотни польских семей имеют возможность приехать в харьковский лесопарк и возложить цветы на могилы своих родных.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_09_25_Polcha.FLV”);
s1.write(“container”);
Светлана Сирык
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”