Аптеки, банки, кафе, магазины – наличием охранника у дверей почти каждого из названных учреждений уже никого не удивишь. В Харькове насчитывается больше тысячи охранных агентств и организаций. Главное задание которых – охрана объектов и обеспечение личной неприкосновенности клиентов. Функции при выполнении профессиональных обязанностей охранники нередко преувеличивают и мешают другим выполнять свои. Разговор, когда журналисты пытаются снять видеоматериал в публичном месте, например у охраняемой аптеки, не нарушая закон о частной собственности, чаще всего начинается с таких реплик:
Охранник около дверей: – В общественном – это там снимайте, а не здесь.
Журналист: – То есть снимать нельзя. Почему?
Охранник около дверей: – Потому.
Ситуации осложняются, когда репортеры намереваются снять сюжет на рынках, рядом с гостиницами или банками Харькова. Здесь за действиями неугомонных журналистов следят не одинокие охранники, а целые группы. Самое популярное место встреч репортеров и секьюрити – торговый комплекс “Барабашово”. Последние сначала берут в осаду съемочную группу, мешают репортерам работать, а уже потом выясняют с какой целью приезжали журналисты.
Разговор журналистов с начальником смены охраны :
– Николай Петрович, мы снимаем сюжет о взаимодействии охранных агентств с журналистами, скажите пожалуйста, почему мы не имеем право здесь снимать?
– Это частное предприятие – поэтому зарегистрируйтесь в отделе охраны
Через полчаса споров, понимания между съемочной группой “АТН” и руководителями службы охраны рынка все же было достигнуто. Евгений Огиенко работает охранником в административном корпусе рынка уже три года, с представителями прессы общался неоднократно. Ломать технику или вступать в стычки с репортерами пока еще не приходилось, но мужчина уверен – журналисты должны выполнять правила пребывания на рынке без сетований:
Евгений Огиенко, охранник:
“Я считаю, это не жесткость, это порядок просто…”
Однако нарушения законных прав журналистов именно на рынках города возникали неоднократно.
Февраль 2007 – пожар на рынке “Барабашово” – категорический запрет охранников попасть на место события. Причина – репортеры посягают на частную собственность. Через три месяца, в мае – пресса не смогла попасть вместе с городскими чиновниками на обычный рейд уже на Конном рынке. Мотивация такая же – рынок находится в аренде частной структуры. В сентябре 2007-го случай возле отеля “Националь”. Там находится офис секретаря горсовета Геннадия Кернеса. Съемочная группа телеканала “Фора” намеревалась отснять акцию протеста, вместо этого получили столкновение с охранниками гостиницы, и приехала в редакцию без видеокассеты. Такая же судьба постигла и журналистов “Городского дозора” в феврале 2008-го, причем к охранникам гостиницы присоединились еще и сотрудники ДСО.
Громкий скандал и нападение на съемочную группу “АТН” произошло около помещения “Мегабанка” в январе этого года. Охранник пытался прекратить запись интервью, и мешал работе оператора. Этот случай получил громкий общественный резонанс, руководители финансового учреждения извинились перед репортерами и уволили охранника. Но дерзкое пренебрежение правами журналистов стало популярным не только среди охранников. Препятствовать представителям СМИ, при выполнении ими своих обязанностей, в Харькове начали теперь еще и чиновники. 20 июня 2008 года, во время конфликта между секретарем горсовета Геннадием Кернесом с депутатом от оппозиции Андреем Руденко, руководитель городского департамента транспорта и связи Евгений Водовозов закрыл объектив видеокамеры.
Через месяц, 17 июля, член горисполкома, известный бизнесмен Александр Давтян, сначала закрыл объектив камеры рукой, а затем еще и приказал своим охранникам отобрать технику у представителей “Информ-бюро”. “Бодигарды” Давтяна, даже перевыполнили поручение – разбили камеру и сбили с ног оператор. Позже Александр Давтян пообещал обратиться в прокуратуру с зявлением, что не имеет претензий к журналистам.
Директор одного из харьковских охранительных агентств Владимир Косенко – говорит, взаимоотношения охранников с прессой обсуждаются среди сотрудников почти ежедневно. Получая инструктаж, они должны руководствоваться действующими законами – уголовным, гражданским и административными кодексами Украины. И хотя главным документом остается соглашение между клиентом и организацией, которая предоставляет услуги по безопасности, пренебрегать другими законами, в том числе “Законом об информации” – охранникам не советуют, иначе можно лишиться своего рабочего места.
Владимир Косенко, директор охранно-информационного агентства:
“Во всех случаях – при любых раскладах, охранники инструктируются, и в этом инструктаже есть следующие пункты: первое – мы не стражи порядка, мы не милиция, мы охраняем собственность либо тех, кто нас нанял, второе – мы это делаем для того, чтобы заработать деньги законным путем.”
Однако пока еще надеяться на понимание между охранниками и журналистами не приходится. На площадке вблизи “Мегабанка” сегодня оказались репортеры телеканала “Фора” – намеревались записать интервью с журналистом “АТН” о том, чем завершилась январская история, наверно грустный опыт коллеги, которого освободили от должности в подобной ситуации, так и не понадобился банковскому секьюрити. А к такой реакции на появление людей с камерой и микрофонами уже стали в Харькове привыкать.
Охранник банка: – Уберите камеру – это режимный объект, ваша съемка может попасть в руки преступников
Журналист: – А преступник не может увидеть ваш объект, просто проходя мимо него?
Охранник банка: – Преступник может воспользоваться вашей съемкой.
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”