Поселок Кулиничи, конец марта. Председатель Виталий Орлов арестован по обвинению в вымогательстве взятки за передачу участка земли. Днем позже под стражу взяли председателя Старосалтовского поссовета Прасковью Задорожную: статья – взяточничество, причина – выделение земли. В начале того же месяца задержали и председателя Черкасско-Лозовского сельсовета. Его обвиняют в подделке документов и злоупотреблении служебным положением, из-за которого в частные руки перешли земли вокруг села. По этой же статьей и при подобных обстоятельствах возбудили уголовное дело против руководителей поселка Высокий – подозревают председателя Владимира Глуменко. В махинациях с землей обвиняется и председатель Русской Лозовой Василий Муравский – его дело уже передано в суд. Возбуждены уголовные дела по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Печенежского и Дергачевского Госкомземов – руководитель последнего Вячеслав Мирошниченко уже несколько месяцев находится в розыске. В этом кругу, который все теснее смыкается вокруг Харькова, областные руководители заняли позицию гособвинения – помочь посадить обещают всех, независимо от партбилетов, ведь большинство подозреваемых – регионалы.
Михаил Добкин, губернатор: «Это только начало – будут вылетать как пробки из бутылки. Получил, попался, получи. И никакой партбилет не поможет. Мало того, я своих предупредил однопартийцев, мало того, что не поможет, еще поспособствуем, чтобы получил по полной мере».
Сергей Чернов, председатель облсовета: «Да, сегодня государство наводит порядок, сегодня бьют по рукам всех, кто нарушает законодательство. Сегодня ведется работа и профилактики по пресечению коррупции».
При этом ни в областной администрации, ни в районных не могут ответить на вопрос: сколько именно пригородной земли громады пошло «налево». В любом случае речь идет об огромных участках.
Геннадий Лазарев, 1 зам. Дергачевской РГА: «Учитывая, что Дергачевский район находится вблизи Харькова, это, конечно, было по местным советам, естественно. На сегодняшний день с администрацией, с прокуратурой Дергачевского района все эти факты по близлежащим поселковым, сельским советам рассматриваются, инвентаризируются, а результаты всех решений сессий отменяются».
При этом сами представители местных общин уверены: их земли стало меньше не только из-за жадности местных чиновников. Почти во всех селах жители уверяют: задержанные руководители работали для людей, и если что-то и подписывали или брали деньги – только по указанию высших управленцев.
Инна Чайка, жительница Черкасской Лозовой: «Не его нужно садить – и повыше есть, кто этим управлял – он всего лишь пешка. Ему сказали – нужно это взять, отдать, он отдал. Как человек – он хороший человек».
Наталья Савченко, жительница Черкасской Лозовой: «Він такого не міг зробити. Всі за нього все одно, всі його піддержують».
Карина, жительница Кулиничей: «У меня мнение, что он молодец, что-то сделал, асфальт положил, свет сделал и спасибо – гулять виднее».
Вера Лукашова, жительница Старого Салтова: «Она – нормальный человек, хотела для Салтова что-то сделать. Отремонтировала клуб, школу, она много сделала, еще церковь будет строить».
Среди жителей Старого Салтова даже поползли слухи, что задержание их председателя связанно с тем, что кому-то в Харькове понадобилось “поставить” здесь своего, более лояльного руководителя. Люди шепчутся: заезжий претендент вроде появлялся в поссовете.
Татьяна Барабаш, жительница Старого Салтова: «Ну, ми ж його не знаем як людину. Хто він такий? Ви розумієте… Ось и все. Він просто приїхав з Харкова, чи звідки він там приїхав?».
Но в областной прокуратуре уверяют: ряд задержаний председателей сельских советов – это не спецоперация. Просто сейчас правоохранители ориентированы на раскрытие значительных коррупционных преступлений, каждое из которых тщательно отрабатывают и документируют.
Александр Бабиков, нач. следственного управления: «В целом прокуратура области сориентирована на то, чтобы правоохранительные органы не занимались выявлением эпизодических, маленьких взяток в размере там 1000 гривен, 500 гривен и так далее. В первую очередь усилия направлены на то, чтобы выявить именно должностных лиц, которые занимаются вымогательством больших сумм за решение земельных или каких-то актуальных вопросов».
А вот представителей харьковского городского самоуправления в последнее время в числе земельных взяточников не выявлено. По данным правоохранителей, если и возбуждались уголовные дела, то преимущественно из-за так называемого самозахвата. Незаконные выделения земли и вымогательство взяток за привлекательные участки не зафиксированы.
Евгений Попович, прокурор Харькова: «Мы по данной категории дел никого не задерживали и не ставили вопрос об избрании меры пресечения».
Хотя депутаты оппозиции настаивают: главные сомнительные земельные операции касаются именно Харькова. Ведь три четверти Лесопарка – рекреационной зоны – были розданы под застройку, и это не заинтересовало ни правоохранителей, ни их коллег. Все предложения относительно застройки парков в повестку дня, по мнению оппозиционеров, вносятся с нарушением регламента – в последнюю очередь. Хотя, отрицает мэр, право такой инициативы оговорено регламентом.
Максим Алексеенко, депутат горсовета, БЮТ: «Викликає глибоке занепокоєння й обурення хибна практика винесення на розгляд сессії проектів рішень, зміст та додатки до яких відмінні від матеріалів, що були розглянуті на коміссіях. Наочним рішенням цього є рішення по земельним ділянка в Лісопарку».
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Это моя исключительно компетенция, и вы меня простите, вы – депутаты без стажа – учитесь, и вам буду помогать».
А пока же, на предпоследней сессии депутаты снова отдали 57 га Лесопарка под застройку. На последней – добрались уже до земель Алексеевского Лугопарка и Гидропарка.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/11_04_11_Vzyatki.FLV”);
s1.write(“container”);
Анна Симоненко, Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”