Уголовный кодекс Украины предлагается дополнить статьей 111-1 «Действия, направленные против государственного языка»
Согласно проекту закона, зарегистрированного в Верховной Раде нардепами от ВО «Свобода» Юрием Михальчишиным и Ириной Фарион, ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок предлагается карать за «умышленные действия, совершенные с целью вытеснения государственного языка из информационного пространства, сужение сферы его функционирования на территории Украины, запрет или ограничение прав на свободное ее использование, создание искусственных условий для доминирования иностранного языка в сфере коммуникаций, информационных систем, информационной собственности, в государственных и коммунальных дошкольных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях, публичное пренебрежение или унижение государственного языка, что нанесло существенный вред национальным интересам или несет реальную угрозу национальной безопасности Украины».
«Те же действия, совершенные лицом, которое является представителем госвласти или органов местного самоуправления, или повторно, или организованной группой, или с использованием СМИ, интернета, кино- и фотопродукции, публичной рекламы или связанные с разжиганием национальной или религиозной вражды, или соединенные с насилием или угрозами должны караться ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на тот же срок», – отмечается документе.
Действия, предусмотренные вышеозначенными частями статьи 111-1, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от 5 до семи 7 лет», – предлагают авторы документа.
Как отмечают авторы проекта закона, документ разработан с целью нейтрализации реальных угроз национальной безопасности Украины в гуманитарной сфере, охране конституционных прав граждан в сфере развития / употребление государственного языка Украины, защиты фундаментальных конституционных положений, составной части конституционного строя нашего государства.
«Государственная сфера, где обязательно должен применяться украинский язык, охватывает сферу осуществления полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления (язык работы, актов, делопроизводства и документации, язык взаимоотношений этих органов и т. п.)», – подчеркивают нардепы.
«Эти требования в полной мере обязательные для рассмотрения обращений граждан, деятельности ВСУ, издание печатной продукции, предназначенной для служебного пользования (бланки, билеты, квитанции, свидетельства, дипломы и т.п.) в госучреждениях. Владение государственным языком является обязательным условием для принятия гражданства Украины и одним из обязательных конституционных требований для занятия должностей Президента Украины, судьи судов общей юрисдикции, судьи Конституционного Суда Украины», – отмечается в пояснительной записке.
«Указанные положения по разному понимают, трактуют и применяют депутаты всех уровней, представители госвласти, граждане. Это получило антиукраинскую окраску в сфере применения государственного языка. Правового регулирования языковой проблемы на законодательном уровне нет. Государство должным образом не охраняет украинский язык от посягательств на нее. Это подтверждает практическую необходимость нормативной регламентации, правового регулирования и обязательной защиты государственного языка в Украине в рамках Конституции Украины», – подчеркивают авторы документа.
Источник: Комментарии
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”