В четверг, 4 декабря, президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием к депутатам Федерального собрания.
Примечательно, что российский президент начал свое выступление не с насущных проблем своей страны, а с констатации сакрального значения Крыма и осуждения Украины. В то же время о теракте в Грозном, который произошел в ночь на 4 декабря, Путин сказал лишь одним тезисом.
Эксперты отметили, что в течение выступления Путин неоднократно касался темы внешней политики. В частности, пытался переложить ответственность на Запад за то, что сам делает на территории Украины.
И если украинские эксперты сошлись на мнении, что Путин не сказал ничего нового относительно Украины, используя тезисы своих прежних выступлений и интервью, то российский оппозиционер Борис Немцов высказался более пессимистично.
Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии:
Я не увидел ничего принципиально нового. Это такая речь в духе холодной войны и такое бряцание оружием. Он немного даже пытался пугать Запад, что у него есть сильная армия, что он найдет асимметричный ответ и т.д. А так, мы услышали всю традиционную пропаганду о нехорошей Украине, о Западе, который пытается подорвать Россию. Достаточно традиционно.
Про Крым он будет повторять и в дальнейшем. То есть он здесь не может иначе себя вести, потому что это для него ключевой тезис, на котором он поднял рейтинг. То есть здесь: “Мы без штанов, но с российским Крымом”.
Риторика его не изменится относительно Украины, хотя на самом деле западные санкции начали действовать. И на самом деле у Путина сейчас серьезная проблема, что делать сейчас с оккупированными районами Донбасса, где разворачивается экономический кризис, потому что у него тоже нет финансов для того, чтобы их содержать. На самом деле перед Путиным стоят очень серьезные вызовы. Я уже не говорю, что в Грозном происходит. Но сейчас ему надо найти выход из положения. Очень часто, чтобы найти выход из положения, иногда повышаются ставки. То есть он показывает: “А я такой парень, мне все ни по чем”. Вот у меня такое впечатление об этой речи.
Было такое интересное заявление [главы ВТБ Андрея Костина, – ред.]: если российские банки отключат от системы SWIFT, то это будет означать, что Запад начинает войну. Я думаю, что это именно говорит о том, что эти санкции – они очень серьезные для России. И Россия реально боится отключения от SWIFT. Но при этом она нагнетает страсти, чтобы в свою очередь попугать Запад, чтобы Запад санкции не углублял.
Богдан Яременко Богдан Яременко, дипломат, глава фонда “Майдан иностранных дел”:
Выступление Путина свидетельствует о том, что Россия пока не готова пересматривать свою внешнюю политику, которая является агрессивной, неоимпериалистической и направленной на эскалацию. И эскалация в Украине является лишь частью подходов Российской Федерации, которые направлены на практически уничтожение Европейского союза, НАТО как организаций, которые способны формировать и внедрять совместную политику, с тем, чтобы достичь доминирующего положения России в Евразии, по крайней мере в той части, где Европа, и в той части, которую занимает сама Российская Федерация.
Собственно говоря, эта политика будет продолжаться разными средствами, разными методами, но очевидно, до того времени, пока Россия не почувствует, что она лишена ресурсов ее проводить. Выступление Путина это подтверждает. …
Речь идет о гонке вооружений не в плане изобретения новых типов вооружения, а фактически увеличение их количества в определенных регионах, что приводит к войнам, что приводит к возникновению таких террористических организаций, спонсируемых Россией на территории Украины. И здесь надо сказать, что позиция России является чисто демагогической, это пропагандистская позиция. Она пытается переложить ответственность за то, что делает, на Запад. Но на самом деле действия НАТО является просто ответом на существенную активизацию российских сил, увеличение количественно и качественно их компонента в Европе, в том числе в Украине. Итак, Запад вынужден думать о своей обороне и активизироваться. Россия просто пытается переложить ответственность на других. Что называется с больной головы на здоровую.
Россия не хочет ответственности за это (Донбасс, – ред.). Для нее Донбасс не является самодостаточной целью. Донбасс – это только метод, способ покорения Украины. И Россия не хочет брать на себя ответственность. Да и не может. Россия фактически истощена уже самим Крымом и у нее нет денег на его содержание. А Донбасс нужен ей только как регион, который должен остаться в максимально уничтоженном состоянии в составе Украины, но с определенными правами, которые позволят блокировать внутреннюю политику Украины и ее интеграцию с Евросоюзом и НАТО. Вот, собственно говоря, поэтому для Путина Донбасс не является причиной или темой, на которую надо говорить. Это для него просто карта, которую он разыгрывает.
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра им. Разумкова:
Вряд ли, по крайней мере в сфере безопасности, можно говорить о каких-то сенсационных заявлениях или какой-то новизне. То есть фактически он повторял тезисы, которые уже до этого озвучивались в том числе в течение этого года: в его известной речи после аннексии Крыма и также в других публичных выступлениях и интервью.
То есть это свидетельствует о том, что в Кремле нет серьезных намерений к изменению внешней политики России вообще и в отношении Украины в частности. Но, вместе с тем, это еще не свидетельствует, что таких изменений не будет, потому что это декларация намерений. Но я абсолютно уверен, что мир намного сложнее, чем просто все будет зависеть от того, что говорит Путин. Потому что, кроме этих прямых заявлений относительно Украины, некоторые моменты позволяют делать предположение, что на самом деле происходит определенная ревизия, по крайней мере на бумаге, тех оценок, которые были до этого и которые есть сейчас. И эти такие настойчивые декларации того, что Россия не хочет оказаться в изоляции – если перевести слова Путина, они могут восприниматься опять же неоднозначно.
Он не готов признавать свои ошибки, но очевидно, не имеет стопроцентной уверенности, что тот путь, которым он идет сейчас, выгоден для России и для него лично. Я думаю, что это такие слабые сигналы, которые опять же не могут однозначно трактоваться как декларация готовности. Он не готов пока.
Действительно, сейчас один из самых больших и мощных козырей России – это запугивание. То есть не столько военная сила, которая на самом деле не является такой мощной в России, кроме ядерного оружия, как именно шантаж, который по крайней мере последние восемь месяцев работает достаточно успешно в интересах России. То есть запугивание большой войной, принуждение Запада отступать или постоянно где-то отодвигать эту красную линию.
Что касается Донбасса, это уже по крайней мере последних два месяца, когда заметно, что Кремль пытается немного отходить от той идеи создания “Новороссии”, по крайней мере в том виде, в каком это подавалось, когда это впервые прозвучало из уст Путина.
Борис Нємцов Борис Немцов, российский оппозиционер, один из лидеров движения “Солидарность”, сопредседатель политической партии “РПР-ПАРНАС”:
В послании Владимира Путина Федеральному собранию для вас, Украина, к сожалению, только плохие новости. Обрадовать ничем не могу. Путин будет воевать, будет гадить. Из чего это следует?
Во-первых, он называл то, что происходит в Украине, государственным переворотом, хотя это на самом деле народное восстание.
Во-вторых, ему везде мерещится заговор и Госдеп. Он думает, что они там все спать ложатся и просыпаются, с одной мыслью: как бы нагадить России. Параноидальный человек. И когда говорил про гонку вооружений, сказал, что будем вооружаться.
С соседями будет конфронтация. Внешняя политика является приоритетной для него. Он мало интересуется внутренней политикой России и это видно даже по его речи видно – он начал с внешней политики и закончил ею. Думаю, главное в его речи – курс на конфронтацию, на войну и агрессию.
Напомним, что во время выступления Путин назвал защиту Украиной своего суверенитета “цинизмом”. “Как можно поддерживать последовавшие затем попытки с помощью Вооруженных сил подавить людей на юго-востоке Украины, не согласных с этим беспределом? Под лицемерные разговоры о защите международного права и прав человека. Это – просто чистый цинизм “, – заявил Путин Он добавил, что сам народ Украины еще даст справедливую оценку этим событиям.
Источник: ТСН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”