В пятницу представители Партии регионов и оппозиции провели переговоры, посвященные подготовке заявления Верховной рады о поддержке евроинтеграционных стремлений Украины.
Как выяснил “Ъ”, стороны пошли на уступки — оппозиция согласилась не упоминать о проблеме политзаключенных, а власть одобрила ссылку на критические решения европейских органов. Между тем в тексте остались ключевые разногласия, способные сорвать переговоры и продемонстрировать неспособность украинского парламента заявить о векторе развития Украины.
1 февраля в Верховной раде состоялось заседание комитета по вопросам европейской интеграции, посвященное согласованию проекта заявления парламента “О реализации евроинтеграционных стремлений Украины и подписании соглашения об ассоциации”. О разработке совместного документа власть и оппозиция договорились в начале января, заслужив этим положительную оценку Брюсселя и других западных столиц. “Мы получили сигналы со стороны ЕС о том, что для них важно заявление Верховной рады, и что оно должно быть сделано именно сейчас”,— отметил в пятницу народный депутат Сергей Тигипко, представляющий Партию регионов (ПР) на переговорах по данному вопросу.
Пятничный раунд должен был стать последним. “Мы практически завершили работу, согласовано 99,01% текста. Остались детали”,— сообщил глава комитета Григорий Немыря (“Батькивщина”) по итогам закрытых переговоров с Сергеем Тигипко. Однако из документов, оказавшихся в распоряжении “Ъ”, следует, что оставшиеся разногласия являются принципиальными. Источники с обеих сторон заверили “Ъ”, что не намерены уступать.
Следует отметить, что до сегодняшнего дня власть и оппозиция уже пошли на некоторые компромиссы. Так, стороны долго пытались согласовать фразу о присоединении Украины к Таможенному союзу (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Оппозиция требовала зафиксировать отказ от вступления в ТС, а в ПР соглашались лишь на формулировку об “адаптации только тех норм ТС, которые не противоречат Конституции”. В итоге упоминание о Таможенном союзе вовсе исключили из заявления.
Самой значительной уступкой оппозиции стал отказ от упоминания в заявлении экс-премьера Юлии Тимошенко и бывшего главы МВД Юрия Луценко, а также термина “политические преследования”. “Это был непростой шаг, и мы понимаем, чем это грозит — как только текст будет опубликован, на нас польются обвинения, мол, “опять сдали Юлю”. Но иначе согласовать текст было невозможно”,— пояснил источник “Ъ”.
Такое решение рабочей группы уже вызвало нарекания во фракции “Батькивщина”. Член комитета по вопросам евроинтеграции Борис Тарасюк на заседании 1 февраля заявил, что после согласования документ лишился “важнейших положений”. “Там не зря был пункт о политических заключенных. Неважно, называем мы их фамилии или нет, но если эту проблему (тюремное заключение лидеров оппозиции.—”Ъ”) не устранить, соглашение об ассоциации не будет подписано”,— уверен он.
Уступка Партии регионов оказалась не столь внушительной, хотя она и важна для оппозиции. “Регионалы” согласились включить в текст ссылку на недавнюю резолюцию Европарламента (см. “Ъ” от 14 декабря), а также на решение Совета ЕС об условиях подписания соглашения об ассоциации (СА) с Украиной (см. “Ъ” от 10 декабря). В этих документах Брюссель, в частности, требует решить проблему выборочного правосудия. “Если мы не будем реагировать на претензии, которые предъявляет ЕС, то это будет разговор глухого со слепым”,— обосновал необходимость компромисса Сергей Тигипко.
Между тем положения, оставшиеся несогласованными, способны разрушить все прежние договоренности. Согласившись упомянуть о решениях европейских органов власти, в ПР потребовали вычеркнуть даже абстрактные упоминания о существующих “условиях” и “критериях” подписания СА. По мнению “регионалов”, в заявлении Рады должно говориться, что СА будет подписано сразу после выполнения сторонами “внутренних процедур”.
В ответ Григорий Немыря напомнил, что в международном праве термин “внутренние процедуры” означает техническую подготовку договора к подписанию — его перевод, одобрение правительством и так далее. Представитель “Батькивщины” считает, что в ПР настаивают на данной формуле, чтобы в будущем обвинить Брюссель в безосновательном отказе от подписания СА, несмотря на завершение “внутренних процедур”.
В ПР же говорят, что упоминать о требованиях Брюсселя в заявлении Рады недопустимо. “Европейскую интеграцию не следует рассматривать как самоцель. Это инструмент, стимул изменить страну,— пояснил “Ъ” Сергей Тигипко.— Мы не должны брать на себя дополнительные обязательства. Самое важное для нас — проведение структурных реформ, необходимых Украине, и это обязательство мы прописали в тексте”.
Окончательное решение по проекту должно быть принято сегодня на заседании фракции ПР, и если партия не пойдет на уступки, документ может быть “похоронен”. У Партии регионов не хватает голосов для его самостоятельного принятия — коммунисты не намерены голосовать за европейскую интеграцию, да и в самой ПР есть “восточное лобби”, выступающее за смену внешнеполитического вектора.
В этом случае имиджевые потери понесет прежде всего власть. В конце нынешней недели Киев посетит комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле. И если к его приезду выяснится, что Верховная рада не может принять даже формального заявления о поддержке европейской интеграции, у Брюсселя появится основание полагать, что необходимые для этого законодательные акты тем более не будут утверждены.
Источник: Коммерсантъ-Украина
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”