Путин врет каждый раз, когда дело касается тактических вопросов – Саакашвили

Никаких гарантий по соблюдению российскими войсками перемирия нет и быть не может.
Ведь очевидно, что Путину до зимы нужен выход в Крым и все города на его пути находятся под риском захвата.
Об этом экс-президент Грузии Михаил Саакашвили рассказал в интервью.
Он также убежден, что украинское правительство должно провести реформы даже в условиях войны.
Можно ли верить тем обещаниям, которые даны в Минске? Что сейчас ожидать украинцам?
– Грузинский опыт подсказывает, что никакой основы принимать на веру то, что говорит Путин нет. Потому что у нас есть горький опыт Абхазии 90-х годов. Я был на подписании договора в 92 году с Эдуардом Шеварнадзе. Хотя, тогда был Ельцин, но генералы и ФСБ были те же самые.
Мы подписали договор с лидером сепаратистов и довольные вылетели в Тбилиси. Через 3 недели пал весь север Абхазии, потому что Россия и сепаратисты нарушили каждый пункт этого договора.
Потом, в 93 году, у Грузии тогда не было ни сил, ни вооружения, чтобы сопротивляться, в августе были подписаны Сочинские соглашения о принципах урегулирования абхазско-грузинского конфликта с Россией.
Буквально через месяц Грузия вывела свои формирования, увела артиллерию, часть войск. Был договор, что то же самое сделает другая сторона. Другая сторона, конечно же, ничего не сделала.
Через месяц началось наступление на Сухуми. Мы получили полмиллиона грузинских беженцев. Для 5-ти миллионной страны это много. Это была трагедия. Мы потеряли контроль над очень важным регионом Грузии.
Каков ваш прогноз – это перемирие недолговечно?
– Надо смотреть какие у Путина задачи. Пока Путин врет каждый раз, когда дело касается тактических вопросов. Он и не скрывает, что врет. Сейчас он хочет взять контроль над всем регионом Донбасса.
Это означает, что ему надо выбить украинские войска и из Славянска, и из Северодонецка, и из других мест, освобожденных украинской армией. Ему нужно в ближайшие недели и месяцы провести коридор на Крым.
Потому что та переправа не работает. Там летом были большие скандалы. А осенью и зимой там будут еще большие проблемы. Ему точно нужен коридор. Точно нужен Мариуполль и все города, которые находятся на пути в Крым. Надо думать, каким образом это можно прекратить.
Я думаю, что руководство Украины это понимает. Перемирие само собой не означает мир. Главное не попасться в ловушку, как будто это долгосрочный мир.
Много моих друзей участвовало в обороне Мариуполя. Мы должны сделать все, чтобы удержать этот город. Что касается Украины – надо перестроиться на военный лад. К сожалению, война никуда не ушла. Что происходит сейчас?
Часть страны живет в военном русле. Сотни тысячи примеров героизма солдат. Рождение нового украинского патриотизма. С другой стороны, большая часть чиновников и судей продолжали брать взятки, делить и перераспределять потоки. Страна находится на грани. Стране нужно победить. Параллельно нужно проводить реформы.
В 2008 году в Грузию вторглись не тысяча, не две, а сто тысяч русских солдат. Нас бомбили из 200- самолетов. Нас били артиллерией и ракетами “Искандер”. Россия заявила, что ее цель – уничтожение грузинской государственности.
Не говоря уже о том, что они хотели уничтожить меня физически и подвесить за разные части тела. После этого, с 2008 года, несмотря на то, что они отобрали 20% нашей территории, мы смогли построить новые города, добиться роста экономики.
Грузия стала самой не коррумпированной страной в Европе. Мы стали самым безопасным местом в Европе.
Михаил, а почему Грузии это удалось и почему это не удается украинскому правительству? Даже, когда наступали русские войска, вы проводили реформы. В Украине прошло полгода, но реформы не проводятся.
– Не нужно впадать в фатализм и цинизм, потому что это то, чего хочет Путин. Путин вам говорит, что Запад вам не поможет, и все у вас внутри плохо и будет еще хуже. Поэтому смиритесь с тем, что вы не станете таким успешным Европейским государством, вы будете всегда таким хаотичным придатком России.
Для нас, Грузии, очень важно было разбить эту мантру, этот заколдованный круг. Через 4 года, после того, как Россия объявила, что она нас физически уничтожит, Медведев был вынужден признать публично в Думе и в прессе “да, я ненавижу Саакашвили, да, Грузия маленькая страна и наш враг, но надо у них учиться реформам”.
Возвращаясь к Украине. Есть группа людей в правительстве и вне правительства, которые работают над реформами, но надо, чтобы общество вместе с правительством взяло это в свои руки.
Второй момент. Вот вам говорят, что нет смыла идти на Запад, потому что Запад вас не примет. Но Запад – это же не какой-то импульсивный человек, который принимает решение в течении 5 минут.
Там есть общественное мнение, с которым надо работать месяцы и годы. Украине для того, чтобы составить свое общественное мнение, чтобы составить свое правительство, нужно сблизиться с Евроатлантическим пространством, провела все нужные реформы.
Вот вам говорят, что все, чтобы не делали, бесполезно, и вас все равно не примут в НАТО. Но это не так. Просто нужно к этому стремиться.
Когда мы в 2004 году начали реформы, когда мы начали говорить про Европейский союз, в Брюсселе надо мной издевались. Пресса отзывалась обо мне как о мечтателе, в лучшем случае. Сегодня, на всех европейских форумах маленькая Грузия, которая находится в более сложной ситуации, чем Украина, быть в числе лидеров.
Но это будет нелегко. Я слышал от моих друзей, украинских политиков, мол, сейчас мы получили передышку, мы будем готовиться, мы будем проводить реформы, мы будем строить армию. Конечно, вы все это должны делать и очень быстро.
После 2008 у меня было ощущение, что все нужно делать быстро. У нас нет времени ждать. Мы должны доказать, что мы имеем право на существование, потому что над нами висит экзистенциальная угроза.
Что делал Путин? Он делал нам теракты, вооруженные провокации. Потом он дал российскому олигарху 2 миллиарда долларов на то, чтобы поменять наше правительство на выборах.
И они поменяли мое правительство. Но с другой стороны, все равно, грузинская демократия жива, несмотря на сложность переходного периода, несмотря на то, что они проникли в наши правительственные структуры.
В любом случае, повернуть сегодня Грузию назад невозможно. И я считаю, что для Украины сейчас еще ничего не потеряно. Сейчас надо дать возможность украинскому народу понять, что это их страна. Есть очень много наработок по реформам, и надо их проводить.
Михаил, хочу к вам обратиться как к человеку, который пользуется уважением в Украине, как вы считаете, ситуацию в Украине можно решить оружием? Или нам все таки нужно искать диалог и единение украинской нации в том, чтобы мы преодолели кризис и превратили перемирие в мир?
Конечно, не выход из ситуации просто бросать неопытных ребят в боевые действия. Есть в Украине много и старых опытных офицеров. Реально нужно строить новую сильную украинскую армию. Но сильная армия в стране возможна, если есть успехи в другой сфере.
У вас нет нефтедолларов, как у Путина, но зато у вас есть потрясающий народ, огромная молодежная энергия, у вас есть много умных образованных людей. В Украине очень много людей, которые могут создать успешные вооруженные силы.
Мы создавали свои вооруженные силы благодаря тому, что изменили ситуацию с коррупцией, свели ее в ноль. Изменили ситуацию с криминалом, практически уничтожили влияние воров в законе. Увеличили инфраструктуру, облегчили все процедуры.
У вас потрясающие города: Одесса, Мариуполь, Львов. Надо просто дать людям чуть-чуть свободы, чуть-чуть инициативы. Дать возможность без коррупции, без взяток делать дела. И ваши люди смогут делать чудеса. Я верю в успех украинского народа, я уверен, что удача будет вам сопутствовать, просто все должны на нее работать.

Источник: Подробности

Ми використовуємо cookies! Читати більше