Янукович “предпочел бы все плюсы хороших отношений с Европой, а не жизнь под пятой Путина”, но сегодня цена “входного билета” слишком высока и, возможно, включает для него утрату власти. “Если Киев может подождать, то и Брюсселю спешить некуда”, – пишут западные СМИ. Протестные акции на “Евромайдане” показывают: из-за запугиваний Путина проевропейские настроения украинцев становятся лишь сильнее.
Первая “оранжевая революция” наводнила Киев палатками и привела к отмене сфальсифицированных выборов, но не смогла убедить разобщенную Украину предпочесть Европу России, пишет The Times. Девять лет спустя украинцы снова вышли на улицы, и многое изменилось: из-за запугиваний Владимира Путина проевропейские настроения становятся все сильнее даже на русскоязычном востоке страны.
Сегодняшние акции протеста – это публичное проявление борьбы за то, кому достанется политический капитал от окончательного разворота страны к Европе, считает британское издание. Пока создается ощущение, что Янукович поддался на путинские угрозы торговой войны, но одновременно тянет время: 25 ноября премьер-министр Николай Азаров назвал отказ от подписания соглашения об ассоциации “тактическим” ходом и намекнул, что пересмотренный документ может быть подписан уже в следующем году. “Если Киев может подождать, то и Брюсселю спешить некуда, возможно, будет и пространство для маневров”, – говорится в статье.
Последствия подписания соглашения с ЕС в краткосрочной перспективе обещают быть болезненными, признает издание. Вероятно, Янукович пытается отсрочить эту боль, а также удержать Тимошенко вне политики до выборов 2015 года, однако это опасная и эгоистичная стратегия, пишет The Times, подбадривая “толпы протестующих в Киеве”.
“Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем подчиненной, Россия автоматически превращается в империю”, – написал Збигнев Бжезинский 20 лет назад, и в сегодняшней борьбе за Украину ставки остаются прежними, пишет The Wall Street Journal.
Вернувшись к власти, Путин стал еще враждебнее к Западу и задался целью восстановить российскую сферу влияния в “ближнем зарубежье”. Из-за наложенных Москвой торговых санкций Киев уже потерял 15 млрд долларов и мог потерять еще 500, если бы подписал соглашение с ЕС, говорится в статье.
При этом WSJ осуждает предложение Ангелы Меркель обсудить судьбу восточных соседей на переговорах России и ЕС, словно эти страны не были независимыми последние 22 года. По мнению редакции, “независимая Украина, склоняющаяся к Западу, сделает Европу более безопасной и затруднит для Путина восстановление реваншистской российской империи”.
На конец прошлой недели Россия имела перевес в “поединке за любовь” Украины с Евросоюзом, пишет обозреватель Newsweek Бенни Эвни. По его мнению, Янукович “предпочел бы все плюсы хороших отношений с Европой, а не жизнь под пятой Путина”. Но внутриполитического соперничества он боится еще сильнее и предпочтет сокрушить двух мощных оппонентов (Юлию Тимошенко и Виталия Кличко), чем состязаться с ними на выборах.
Тем временем для Путина Украина – важнейший элемент головоломки, дабы создать “альянс его мечты” и вернуть России ее былое советское величие”, говорится в статье.
Эксперт Лилия Шевцова (Carnegie Endowment for International Peace) называет путинский проект “кремлевским механизмом выживания, для которого необходимо, чтобы вокруг России существовала галактика государств-сателлитов”. Без Украины галактика получится “хромой”, добавила она.
По словам президента Freedom House Дэвида Крамера, заключение соглашения Украина-ЕС стало бы “колоссальным внешнеполитическим фиаско для Путина”. Но, на взгляд Крамера, у России мрачное будущее, а рычаги влияния на Украину не так мощны, как кажется Путину.
Автор замечает, что в последнее время Путин проявил себя как “сильный оппонент Запада” в ходе нескольких мировых кризисов.
Кличко заявляет, что его цель – сделать Украину европейской, современной страной. Автор статьи не исключает, что “в глубине души Янукович разделяет эту цель, но на данный момент цена “входного билета” – возможно, включающая утрату его собственной политической власти – кажется слишком высокой для его политического капитала”.
Журналист The Financial Times Гидеон Рахман побеседовал с американскими и европейскими чиновниками в Вашингтоне, чтобы выяснить, как они восприняли отказ Киева подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
“Запад впервые проиграл России состязание в мягкой силе”, – сокрушался один разочарованных аналитик. “И все же реакция западных чиновников была спокойнее, чем я ожидал, – пишет Рахман. – Произошедшее считают большой неприятностью, но, в первую очередь, для самой Украины”.
“В конечном итоге дело решили деньги, причем не для Украины, а для определенных украинских кланов”, – сказал один из собеседников автору.
Могла ли Европа сделать больше? Пожалуй, да. “Однако у европейцев есть спокойная уверенность в том, что в долгосрочной перспективе в интересах Украины ориентироваться на Запад, а не на Москву. В Европе по-прежнему полагают, что рано или поздно украинцы это поймут. “Стратегическое терпение” – вот слоган текущего момента”, – передает Рахман.
Источник: inopressa.ru
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”