Жесткий и харизматичный венесуэльский лидер Уго Чавес вызывал противоречивые чувства как у себя на родине, так и за границей.
Для своих многочисленных сторонников он был президентом-реформатором, чей идиосинкразический социализм дал надежду самым бедным венесуэльцам.
Его резкая критика в адрес Соединенных Штатов помогла добиться расположения многих латиноамериканских лидеров так называемой “розовой волны”. Популярность за границей приобреталась и при помощи нефтяного богатства страны.
Для своих политических оппонентов Чавес был худшим из автократов, строил однопартийную систему и был готов сокрушить любого, кто выступал против него.
Уго Рафаэль Чавес Фриас родился 28 июля 1954 года в венесуэльском штате Баринас.
Его родители были школьными учителями. В семье было семеро детей, и детство будущего лидера Венесуэлы прошло в сравнительной бедности.
Он учился в школе Дэниэла О’Лири в Баринасе, после которой, несмотря на надежды матери о том, что сын станет священником, уехал в столицу и поступил в Академию военных наук. Там, как потом говорил Чавес, он нашел свое истинное призвание.
Помимо учебы он находил время для игры в бейсбол и изучения биографий Симона Боливара и Че Гевары.
В 1975 году Чавес окончил академию с отличием и уже тогда начал формулировать свои политические идеи, которые впоследствии он будет применять на практике. Среди прочего, тогда же он решил, что военные должны вмешаться, если гражданское правительство неспособно защитить самых бедных.
После военной академии Уго Чавес был прикомандирован к одному из подразделений, боровшихся с многочисленными марксистскими группировками.
Чавес, который впоследствии активно использовал образ и риторику боевого офицера, на самом деле почти не участвовал в военных действиях, проводя время за чтением литературы левого толка.
В 1981 году он получил должность в той же военной академии, которую некогда закончил, и понял, что это шанс донести свои политические взгляды до молодых курсантов.
Руководство академии вскоре решило, что преподаватель Чавес не в меру активен, и направило его в удаленный штат Апуре, где, как считалось, его идеи не принесут большого вреда.
В Апуре молодой офицер занялся налаживанием контактов с местными племенами, что впоследствии скажется на государственной политике Венесуэлы в отношении коренного населения.
В феврале 1992 года на фоне массовых протестов, вызванных недовольством экономической политикой и сокращением бюджетных расходов, Уго Чавес предпринял попытку свергнуть президента Переса.
Попытка переворота, устроенная членами Революционного боливарианского движения, унесла 18 жизней, еще 60 человек были ранены, прежде чем полковник Чавес сдался властям.
Пока полковник сидел в военной тюрьме, его сторонники спустя девять месяцев еще раз попытались захватить власть.
Эта попытка путча, предпринятая в ноябре 1992 года, также была подавлена, однако мятежники успели занять телецентр и выпустить заявление Чавеса, объявившего о свержении правительства.
Будущий президент провел в тюрьме два года, прежде чем создать новую партию “Движение за пятую республику”, что завершило его переход из армии в политику.
Чавес был убежденным сторонником свержения правительства силой, однако был вынужден сменить тактику и выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах 1998 года.
В отличие от большинства соседних государств Венесуэла могла похвастаться непрерывным демократическим правлением с 1958 года. Однако две основные партии, сменявшие друг друга у власти, погрязли в обвинениях в коррупции и разбазаривании национальных природных ресурсов.
Уго Чавес обещал “революционную социальную политику”, возложив вину за плачевное состояние экономики на “олигархических хищников, прислуживающих мировому капиталу”.
Не упуская ни одной возможности обратиться к избирателям, он как-то заявил, что руководство нефтяных компаний живет в “роскошных шале, где устраивает оргии, попивая виски”.
Он быстро набирал популярность не только среди беднейших слоев венесуэльского общества, но и у среднего класса, который столкнулся с тем, что качество жизни в несколько лет, предшествовавших выборам, значительно снизилось.
Исход голосования решили именно голоса среднего класса: Чавес набрал 56% и пришел к власти мирным и демократическим путем.
Несмотря на революционную риторику, которой изобиловала кампания, его первое правительство вело достаточно умеренную политику, а многие важные посты занимали люди консервативных убеждений.
Экономическая политика во многом шла согласно рекомендациям Международного валютного фонда, а Чавес предпринял ряд действий, направленных на привлечение в страну иностранных инвестиций и глобальных корпораций.
Кроме этого, он начал внедрять программу социальных реформ, модернизировать обветшавшую инфраструктуру, развивать бесплатное здравоохранение и субсидировать питание для бедных.
Для поддержания связи с народом президент стал устраивать специальные еженедельные шоу по радио и телевидению, во время которых он объяснял свои решения и призывал граждан звонить и прямо задавать ему волнующие их вопросы.
В 1999 году он предложил учредить новую конституционную ассамблею, получив поддержку на объявленном референдуме, который сам по себе стал новым явлением в венесуэльской политике.
В ходе выборов в новый орган власти сторонники Чавес получили 95%. После этого был составлен проект новой конституции, который был поддержан большинством венесуэльцев.
Одним из положений нового закона стало то, что президентские выборы должны были пройти в 2000 году. Чавес победил с результатом 59%.
Внутренняя оппозиция набирала поддержку в среднем классе, в котором усиливались опасения о том, что Чавес получает всё больше полномочий и ведет страну к однопартийной системе.
Весной 2002 года в Венесуэле началась всеобщая забастовка. 12 апреля Чавес, до этого попытавшийся взять под контроль нефтяную отрасль, был вынужден покинуть столицу. Однако спустя два дня вернулся в президентский дворец, после того как на улицы вышли тысячи его сторонников – преимущественно из бедных слоев населения.
На президентских выборах 2006 года Чавес получил 63% голосов, объявив, что его “революционная политика” будет расширена. В числе прочего, он выступил с предложением отменить ограничения на срок пребывания президента у власти. Это предложение было поддержано на референдуме 54% избирателей.
Отношения с США всерьез испортились, когда президент Венесуэлы назвал начало американской кампании в Афганистане “борьбой с террором при помощи террора”.
С тех пор двусторонние отношения оставались весьма натянутыми: в 2008 году Чавес поздравил Барака Обаму с победой на выборах, однако позже резко осудил ливийскую кампанию.
“Я не враг Обамы, но сложно не замечать империализма в Вашингтоне, – говорил Чавес Би-би-си. – Те кто, этого не видят, ведут себя как страусы”.
На родине его хваленые экономические реформы сбились с курса. Его поддержка получила серьезный удар в связи с начавшейся рецессией и достигавшей 30% инфляцией, что наиболее серьезно ударило по позициям среднего класса.
Уго Чавес начал как президент-реформатор, желавший разрешить проблему неравенства, внедрявший бесплатную медицину и дававший субсидии обездоленным. Что еще более важно, он дал самым бедным шанс быть услышанными.
Однако он не смог предложить долгосрочной стратегии решения экономических проблем Венесуэлы. В его правление продолжала процветать коррупция, а уровень насильственных преступлений на улицах венесуэльских городов только рос.
Его одержимость Соединенными Штатами граничила с паранойей, однако это не мешало ему продолжать поставлять нефть в страну, которую он презирал.
Как и его герой – революционер XIX века Симон Боливар – Чавес начал как радикальный реформатор, а окончил свой путь как авторитарный диктатор. Но в отличие от Симона Боливара, Уго Чавес не дожил до того дня, когда венесуэльский народ его отверг.
Источник: Обозреватель
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”