В России давят на активистов и преследуют их, как “предателей” – The Guardian

Автор АТН

Когда Анна Шароградская попыталась пересечь границу России и посетить США в июне прошлого года, пограничники конфисковали ее планшетный компьютер, ноутбук и 11 флешек.
Женщина не придала этому большого значения, предположив, что это “нормальный” уровень подозрительности со стороны пограничников, несмотря на то, что она директор негосударственного Института региональной прессы, который способствует развитию независимых СМИ в РФ. Но когда она получила свой планшетный компьютер обратно, то была шокирована. На экране появилось сообщение: Ipad заблокирован. Попробуйте через 23 миллиона 420 тысяч 874 минуты”.
“Это 45 лет. А мне уже 74. Это какая-то шутка?” – рассказала Шароградская журналистам The Guardian.
Таким образом “шутить” – это лишь незначительное проявление притеснений и преследований, которым подвергаются лидеры российских общественных организаций в России после того, как в стране приняли закон об “иностранных агентах”. Это произошло в 2012 году. Согласно с ним, все неправительственные организации, которые получают финансирование из-за границы, расцениваются как политические и должны зарегистрироваться как “иностранные агенты”. Этот термин напоминает о временах Холодной войны и шпионах.
С теми, кто подпадает под такую категорию, “ведут себя как с предателями страны”, – объясняет сопредседатель организации “Голос” Григорий Мелконьянц. Его учреждение оказались в списке “агентов” первым – в 2013 году. По его словам, сотрудникам общественных организаций из списка фактически закрыт доступ до государственных учреждений и чиновников.
“Так же, как армии нужна война, власти, чтобы оправдать свое существование, нужны враги. Разговор о “иностранных агентах” для них очень удобно. Им нужны люди, с которыми можно бороться”, – пояснил Мельконьянц.
Шарогадская убеждена, что закон об “иностранных агентах” был принят специально, чтобы заткнуть рот тем, кто еще осмеливаются говорить свободно в России.
“Они выписывают вам штраф в размере 40 тысяч евро, который вы не можете заплатить. А это становится поводом для закрытия организации и возбуждении уголовного дела против ее главы”, – сказала Шарогадская.
Правозащитники говорят, что неправительственные организации заносят в список “агентов” при условии, что они занимаются политической деятельностью. И здесь власть тоже очень часто подделывает или придумывает объяснения, почему те или иные правозащитники на самом деле “политики”. К примеру, в одном из случаев политическую деятельность российская полиция увидела в книге о результатах выборов, которая лежала в офисе.
“Ситуация, в который оказались независимые общественные организации, – это не уничтожение и не геноцид, это гетто. Ты можешь получать деньги из-за границы, но если ты их получаешь, то и разговаривай с иностранцами. Правительственные заведения с тобой говорить не будут”, – сказал директор Сахаровского Центра Сергей Лукашевский.
Недавно в России включили в список “иностранных агентов” организации Transparency International. В феврале 2015 года прокуратура предложила российскому отделению организации зарегистрироваться в качестве “иностранного агента”. Прокуратурапризналадеятельностиь Transparency International “направленнойна вмешательство в проводимую государством политику в сфере борьбы с коррупцией путем лоббирования своих предложений по ее изменению”.
В Украине при предыдущей власти также были попытки ввести подобные правила для некоммерческих организаций. Так, в Верховную Раду 28 января 2014 года был внесен законопроект №4041 “Об организации, которые получают финансирование из-за рубежа”. Законопроект зарегистрировал бывший народный депутат от фракции Партии регионов Вадим Колесниченко.

Источник: Зеркало недели

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”