Прецедентом могут воспользоваться европейские националисты и страны, недовольные распределением беженцев и еще более тесной интеграцией.
Перед референдумом в Великобритании президент Европейского совета Дональд Туск говорил о том, что в случае выхода страны из ЕС может начаться “закат западной политической цивилизации”. Теперь, когда британцы сказали объединенной Европе “нет”, эти страхи еще больше усилились.
Об этом на страницах Washington Post пишет Рик Новак, перечисляя страны, которые могут уйти из европейской семьи следом за британцами.
По мнению автора, во-первых, это может сделать Швеция, поскольку считает себя скандинавским аналогом Великобритании. Именно поэтому она отказалась от перехода на евро и требует к себе особого отношения. Несмотря на это, Стокгольм принял сотни тысяч беженцев, однако теперь столкнулся с проблемой их интеграции в общество, что играет на руку националистам.
“Большинство шведов относятся положительно к ЕС, но это может измениться после того, как Британия проголосовала за выход. Все зависит от того, что решат сделать лидеры союза: укрепить связи между странами-членами, усилив сотрудничество между ними и уделив больше внимания основным из них или ослабить гайки, расширив полномочия национальных правительств”, – говорится в статье.
Также британским прецедентом может воспользоваться Дания, которая в прошлом году на референдуме решила не уступать полномочиями национального правительства в пользу ЕС. На настроения датчан влияет поток иммигрантов и беженцев. Они боятся, что иностранцы перегрузят систему социального обеспечения их маленькой страны. Кроме того, Великобритания до этого времени была ключевым союзником Дании в ЕС, поскольку в многих вопросом в процессе интеграции позиции Лондона и Копенгагена совпадали.
Третья страна, которая гипотетически может оставить ЕС – это Греция, которая в последнее время исчезла из заголовков прессы, но благодаря экономическому кризису рано или поздно на нее вновь обратят внимание. Еврозона распределяет между странами-участницам финансовую нагрузку, которую создает греческое долговое бремя. И, по большому счету, Греция во многом зависит от способности ЕС добиться единства стран, которое бы позволило еврозоне выдержать эту нагрузку. После выхода Великобритании прочность европейской позиции может пошатнуться. Поэтому Афины не столько боятся референдума о выходе, который могут навязать популисты и националисты, сколько того, что Брюссель сам может вышвырнуть греков, чтобы сохранить связь с другими более надежными странами-участницами.
Нидерланды в референдуму о выходе из ЕС уже активно толкают правые популисты вроде Герта Вильдерса, который считает, что членство в объединении грозит его стране “исламизацией”, которая в свою очередь якобы ставит под вопрос “выживание нации”.
Венгрия недовольна тем, как ЕС распределяет между странами-участницами беженцев. Премьер-министр Виктор Орбан даже запланировал референдум, на котором венгры должны решить, имеет ли Брюссель “право” это делать. Автор предполагает, что Будапешт вряд ли организует голосование о выходе из ЕС, но может провести плебисцит, нацеленный на ослабление авторитета европейских институтов.
Еще одна страна, где евроскептики становятся все популярнее – это Франция. Здесь 61% граждан негативно относятся к ЕС. А безработица и слабый экономический рост помогают радикалам из партии “Национальный фронт” Марин Ле Пен, которая поддержала Brexit, приобретать все большую популярность. Поэтому если однажды эта политическая сила возьмет власть во Франции в свои руки, вполне вероятно, что Париж тоже сообщит Брюсселю о выходе из ЕС.
Отдельным случаем обозреватель считает Шотландии, которая скорее выйдет из состава Великобритании, чтобы остаться в ЕС. В 2014 году шотландцы проголосовали против независимости, не желая терять отношения с союзом. Однако теперь, когда большинство британцев выступили против объединенной Европы, в Эдинбурге снова говорят о референдуме на тему независимости.
Тем временем, издание The Independent пишет, что Великобритания после референдума может и не выйти с ЕС. Эксперты предполагают, что этот процесс может затянуться на два года, а то и дольше. И все это время Британия будет оставаться членом ЕС, хотя и не будет иметь права участвовать в принятии решений. Но все торговые и политические соглашения будут распространяться на нее в течение двух лет с момента оповещения Брюсселя о намерении отказаться от членства.
Сторонники так называемого Brexit победили в Великобритании по результатам референдума о сохранении членства страны в Евросоюзе. Так, за выход их ЕС проголосовали 51,9%(17 410 742 граждан), тогда как за сохранение членства – 48,1%. (16 141 241 граждан).
После появления предварительных результатов британский фунт обвалился до минимума за 30 лет. Падение британской валюты оказалось серьезнее, чем во время кризиса 2008 года.
Источник: Зеркало недели
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”