Правоохранители чаще всего фиксируют проявления коррупции, касающиеся низших уровней менеджмента и работников вузов. За последних несколько лет был лишь 1-2 случая, когда в поле зрения милиции попали ректоры. Говорить же о том, что кого-то в министерстве или в областном управлении образования схватили за руку, вообще не приходится.
Коррупцию в украинском образовании не удается искоренить, поскольку у профильного министерства никогда не существовало стратегической программы действий.
Об этом на международной конференции «От новой академической культуры к гражданскому обществу, свободному от коррупции») заявил президент Международного фонда исследований образовательной политики Тарас Фиников.
Эксперт отметил, что свидетельством этого является отчет Минюста «О результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции в 2011 году», изданный в апреле 2012-го.
В отчете речь идет о коррупции комплексно, — сказал Фиников, — поскольку используются данные социологических исследований. Но если мы проанализируем плоскость выводов и каких-то конкретных действий, мы увидим довольно бедное содержание этого документа.
Аналогичная ситуация складывается и на других уровнях борьбы с коррупцией — министерства, региональных областных органов власти, правоохранительных органов, вузов.
Действия Минобразования, по мнению эксперта, носят характер имитации, симуляции борьбы с коррупцией, потому что «никогда не существовало стратегической программы действий, а отдельные приказы этого ведомства являются лишь перечнем нарушений».
Это же касается и региональных органов власти. Самое большое, что сделано для преодоления коррупции на этом уровне, — открыты телефонные линии доверия, которые помогают оперативно реагировать на проявления взяточничества.
У нас есть много информации о частных случаях противодействия взяточничеству правоохранительных органов. Но интересно, что такие случаи всегда касаются низших уровней менеджмента и работников вузов, — анализирует ситуацию эксперт. — За последних несколько лет был лишь один или два случая, когда в поле зрения правоохранителей попали ректоры. Говорить же о том, что кого-то в министерстве или в областном управлении образования схватили за руку, вообще не приходится. В Украине существует много учебных заведений, имеющих устойчивую репутацию глубоко коррумпированных. И именно из этих вузов никогда никого не поймали. И это симптоматично.
Скептически оценивает Тарас Фиников и действенность антикоррупционных мероприятий в вузах: «Разные совещания, агитация, рекомендации для руководителей… Все это носит формальный характер. А обратной связи и какой-либо реакции администрации и менеджмента даже на весьма дикие случаи мы не видим. Потому что коррупционная система является серьезной возможностью поддержать этот менеджмент финансово».
Основными же игроками на поле борьбы с коррупцией эксперт считает общественные организации и органы студенческого самоуправления.
В свою очередь, заведующая отделом социальной психологии Института социологии НАН Украины Елена Злобина сообщила, что согласно соцпросам только треть молодых людей расценивает коррупцию как преступление. А большинство студентов — равнодушны к проявлениям коррупции (треть воспринимает ее как один из возможных способов решения проблем, а каждый пятый вообще считает, что это норма современной общественной жизни).
Источник: Власти.нет
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”