Украинский банкир Кирилл Шевченко поделился своим видением сегодняшней ситуации в государственном сегменте банковского сектора, мнением о статусе, положении и перспективах «Укргазбанка», «зеленом» направлении его развития и сотрудничестве с зарубежными инвесторами.
Крайне тяжелый для государственного бюджета период финансового кризиса и переформатирования банковской системы страны остался позади, ручное централизованное управление банками уже сыграло свою роль, а необходимость в их докапитализации слишком отягощает финансы государства. И тот факт, что пришло время уменьшать долю государственных банков, сегодня уже никто в банковских кругах не отрицает. Ведь эффективность частного управления банками выше и прибыльнее для государства.
Тема перехода «Укргазбанка» из государственного владения в частные руки муссируется уже не один год. Рассчитанная на три года приватизационная стратегия для госбанков утверждена Кабмином Украины зимой 2018 года. И Кирилл Шевченко как председатель правления «Укргазбанка» категорически против затягивания этого процесса. Но не все здесь зависит от банковского менеджмента.
Кирилл Шевченко считает, что миноритарный иностранный инвестор зайдет в «Укргазбанк» уже к концу этого года. Эти планы прописаны в меморандуме о намерениях крупного международного игрока на этом рынке International Finance Corporation (IFC, входит в Группу Мирового Банка) вложиться в акции «Укргазбанка». Посредником в этой потенциальной сделке выступает Минфин Украины. Даже малое вхождение IFC (10–15%) обеспечило бы банку совершенно особые, уникальные для нашей страны возможности, доступ к новым рынкам и финансовым ресурсам за рубежом на очень выгодных условиях.
Готов ли «Укргазбанк» к приватизации?
Кириллу Шевченко, возглавляющему «Укргазбанк» с 2015 года, пришлось изрядно потрудиться для достижения подконтрольным ему учреждением сегодняшних финансовых результатов и экономических показателей. Но обязательства, взятые на себя банком по условиям соглашения с IFC, полностью выполнены. Максимально снижена доля старых проблемных кредитов, ускорено рассмотрение кредитных заявок, создана эффективная система их проверки и контроль выполнения условий договоров по кредитованию. Параллельно модернизирована корпоративная система управления банком, а независимый наблюдательный совет изначально включает иностранных экспертов-наблюдателей и теперь полностью соответствует европейским стандартам.
Кредитный портфель банка претерпел существенные структурные изменения – доля частного бизнеса растет за счет ограничения лимита займов государственных структур. Для справки: доля инвестиций в государственную сферу снизилась в банке с 70 до 40%. При этом Кирилл Шевченко подчеркивает, что «Укргазбанк» готов сотрудничать с благополучными государственными компаниями, которые работают экономически прозрачно, не маскируя финансовые потоки и ясно декларируя бизнес-цели. Не весь госсектор в Украине таков, – сетует Кирилл Шевченко. Но за партнерство банка с двумя десятками прибыльных госкомпаний, лишенных коррупционной составляющей, стоит побороться. Это выгодно самому «Укргазбанку» – здесь нет финансовых рисков. На сегодняшний день зависших «мертвых» кредитов для госсектора в «Укргазбанке» нет вообще.
Даже в кризисный период «Укргазбанк» докапитализировался только единожды, а последние три финансовых года заканчивал с прибылью, значительно улучшив экономические показатели и нарастив перед приватизацией стоимость активов. За этот период управляемый Кириллом Шевченко банком уплачено в бюджет более 1,5 млрд гривен налогов.
В 2018 году запланировано получить 500 млн прибыли. Сумма сравнительно небольшая, – соглашается Шевченко, но это потому, что, выполнив все требования IFC, «Укргазбанк» намерен сократить характерное для госбанков технологическое отставание от коммерческих структур. А для этого необходимы средства.
Итак, сам «Укргазбанк» сделал все от него зависящее для подготовки к приватизации, – утверждает Кирилл Шевченко. Качественные же структурные изменения в украинской банковской системе, необходимые для игроков уровня IFC, – забота правительства. К сожалению, парламентом до сих пор не принят целый ряд законов, соответствующих европейским нормам. В частности, регулирующих отношения госбанков с инвесторами, защищающих права кредиторов. Кирилл Шевченко искренне надеется, что это не отпугнет покупателей при приватизации.
Green Banking
По убеждению Кирилла Шевченко, каждый из государственных банков должен специализироваться в своей сфере. И для этого совсем не обязательно издавать запреты на кредитование каких-то отдельных сегментов экономики. Процесс должен быть естественным, а приоритетные направления работы банков складываются на основании системной банковской практики.
Для «Укргазбанка» такая ниша – green-banking, – подчеркивает председатель его правления Кирилл Шевченко. Это инвестиции в энергосберегающие технологии, природоохранные программы и объекты возобновляемой энергетики. И Кирилл Шевченко горд и доволен тем, что его банк не кредитует бизнес, загрязняющий окружающую среду. Сегодня в Украине только «Укргазбанк» применяет собственную систему оценки экологических и социальных рисков, а каждый новый кредитный проект проходит тщательную экспертизу не только по финансовым показателям, но и по степени воздействия на природу. Кроме того, банк отказался от инвестиций в производство оружия и алкоголя.
В кредитном эко-портфеле «Укргазбанка» 64 станции, генерирующих электричество на энергии солнца и ветра, и почти два десятка малых гидроэлектростанций суммарной мощностью почти 500 МВт. Если в 2017 году при непосредственном участии «Укргазбанка» вырабатывалось 30% энергии от возобновляемых источников, то в текущем году – более 40%. Проекты же, еще находящиеся на рассмотрении в кредитном отделе банка, составляют львиную долю (90%!) украинского рынка зеленой энергетики. В основном, это новые ветровые станции, строящиеся на юге страны – в Одесской, Николаевской и Херсонской областях, а также на западе – в Черновцах и на Закарпатье.
«Зеленым» кредитованием в «Укргазбанке» охвачен не только крупный и средний бизнес. Разработана широкая линейка кредитных эко-продуктов для физических лиц и ОСМД, а в сотрудничестве с IFC для малого бизнеса на рынок продвигаются экономичные и экологически чистые биогазовые установки.
Есть среди клиентов «Укргазбанка» коммунальные, строительные и торговые компании, аграрные хозяйства, но преобладает именно производство электроэнергии. Всего на долю «зеленой» энергетики приходится треть кредитного портфеля «Укргазбанка».
До 2020 года «зеленый» сектор энергетики в стране вырастет до 11%, а сумма инвестиций до 2030 года составит $70 млрд – таковы прогнозы IFC. И Кирилл Шевченко полагает, что «Укргазбанку» под силу освоить как минимум треть этих средств. Пока же доля возобновляемой энергетики в общем электроснабжении страны ничтожно мала – 1,5%, поэтому и тариф на нее самый высокий в Европе. Но именно это, на профессиональный взгляд Кирилла Шевченко, привлекает инвесторов. А «Укргазбанк» помогает им освоиться на местном рынке.
Инвестиции в природоохранные проекты, довольно прибыльные в мире, для Украины – почти нетронутая сфера. Так, налог на тонну вредных выбросов в Швейцарии составляет $120, а у нас предприятия, загрязняющие окружающую среду, платят всего 40 копеек за тонну. Так быть, конечно, не должно. Чтобы заинтересовать владельцев вредных производств, Кирилл Шевченко предлагает направлять экологические налоги на погашение «зеленых» кредитов. Эко-кредитование перспективно и доходно, – утверждает Шевченко, – оно позволяет клиентам экономить и дает заработать банку.
Основа для создания «Экобанка» на основе функционирующего сейчас «Укргазбанка» была заложена два года назад подписанием соответствующего договора с IFC. И с тех пор в «зеленые» проекты было инвестировано более 12 млрд гривен. В процессе рассмотрения находятся кредитные заявки еще на 17 млрд грн.
Плюсы и минусы для потенциального покупателя
Потенциальные инвесторы опасаются вкладывать большие активы в новые для себя области, – говорит Кирилл Шевченко. Ситуация осложняется и неурегулированностью украинского банковского законодательства, и десятками банков, просто исчезнувших с рынка в последние годы. Поэтому, возвращаясь к приватизации, «Укргазбанк» вряд ли привлечет внимание частной структуры. Для олигархической группы такая покупка тоже не выгодна – проведенные в банке реформы не позволят им финансировать себя за счет вкладчиков.
Кирилл Шевченко выражает осторожную надежду на заинтересованность в покупке «Укргазбанка» крупной международной финансовой структурой до 2020 года, когда будет сформировано новое правительство страны. И хорошим сигналом для этого будет вхождение в банк опытной и успешной IFC, уже по достоинству оценившей перспективы украинских рынков.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”