«В принципе, альтернатив всего две: очень жесткий секвестр бюджета или дефолт. Обе хуже», – считает Павел Кухта, заместитель руководителя Стратегической группы советников по поддержке реформ (SAGSUR).
Кажется, скоро “уйдет белый дым” – будет достигнут компромисс с МВФ относительно выполнения условий программы. Решение вопроса газовых тарифов (и более технического вопроса бюджета) разблокирует получение очередного транша МВФ и связанного с ним доступа к внешнему финансированию для Украины. Этот доступ, в свою очередь, является критически необходимым для избежания дефолта и экономического кризиса в нынешний период пиковых долговых выплат: в течение 2018-2020 годов выплаты по внешнему государственному долгу составят около $18,5 млрд.
Нет сомнения, что вокруг этого решения начнется много политических спекуляций, ведь повышение тарифов всегда является непопулярным шагом, который выгодно использовать в политике. Однако, так же несомненно, что все возможные альтернативы повышению тарифов значительно хуже, как для государства в целом, так и лично для уровня жизни каждого гражданина. В принципе, альтернатив всего две – очень жесткий (на 100+ млрд гривен) секвестр бюджета или дефолт.
Секвестр такого масштаба означает, по меньшей мере, полное сворачивание государственных инвестиций (нравятся новые дороги? Забудьте о них и наслаждайтесь привычными поездками по марсианскому пейзажу) и значительное сокращение заработных плат в бюджетном секторе и социальных выплат. Тех, кто работает в частном секторе и не зависит напрямую от бюджета, ожидает экономический спад вследствие резкого снижения потребительского спроса и значительное ухудшение и так крайне плохих государственных услуг (недостаточно быстро приезжает на вызов новая патрульная полиция? Подождите, что будет, когда у них закончатся деньги на бензин). В худшем случае, сокращение расходов коснется оборонного сектора – тогда начнет ухудшаться состояние армии и риск элементарно проиграть в войне на Востоке.
Дефолт вообще затронет равномерно всех – через глубокую девальвацию (как вам доллар по 40 гривен? А по 50? А может быть и больше – при панике рынок не имеет дна), скачок инфляции (говорим о десятках процентов дополнительного роста цен) и рост безработицы ( например, среди молодежи безработица после кризиса 2014 возросла на треть и только сейчас начала спадать). Кстати, секвестрировать бюджет при дефолте тоже придется (пока-пока, дороги) – финансировать дефицит бюджета (а он все еще дефицитный) после дефолта будет невозможно.
Имея подобные альтернативы, понятно, что поднять тарифы и получить транш МВФ – самый легкий и самый рациональный способ преодоления периода пиковых выплат. Даже чисто с точки зрения эффекта для кошельков граждан, высокие тарифы пережить значительно легче, чем десятки процентов инфляции (то есть стремительного роста цен вообще на все потребительские товары и услуги) или падение доходов.
Также очень важно понимать причину проблемы – откуда взялись те большие долги, по которым сейчас рассчитывается Украина. Они не возникли в период реформ после 2014 года и даже война не имеет к ним прямого отношения. Долги накоплены, в основном, в период 2009-2013 – как раз как способ отложить неудобные для тогдашних элит реформы. Реформу газового рынка (элементом которой является повышение тарифов), земельную реформу, дерегуляцию, приватизацию, беспроблемное возмещение НДС и много других вещей, сделанных после 2014 года, предлагали для Украины уже давно – и их вполне можно было сделать еще после кризиса 2008 года, чтобы восстановить устойчивый экономический рост и начать двигаться вперед.
Зато в 2009-2013 годах реформы были, за некоторыми исключениями, заморожены, а экономическую стабильность (об устойчивом росте даже не шла) обеспечили путем жизни в долг, которая по определению не могла происходить вечно. В 2014 году возможности для такой жизни в долг закончились и Украина попала в новый экономический кризис, углубленный российской военной агрессией – только тогда в стране начались реформы. Нового кризиса, и, возможно, даже военной агрессии можно было бы избежать (или, по крайней мере, быть значительно лучше готовыми ко второй), если бы реформы были начаты вовремя. Именно поэтому так важно проводить и не останавливать их сейчас.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”