Ожидание налоговой реформы в Украине превратилось дуэль законопроектов Минфина и Верховной Рады. Оба заявлены как уменьшающие налоговое бремя и упрощающие администрирование. И оба предприниматели раскритиковали за невыполнение этих задач. Минфиновский проект, который появился вторым, но который выносится в четверг на голосование, уже прозвали “всё по 20”. Ставки по НДС, налогу на прибыль и с зарплат предлагалось сделать одинаковыми. Впрочем, проект пора уже переименовывать все по 18/20 – перед вынесением на голосование документ частично согласовали с парламентским, и ставки по прибыли решили снизить. Главным позитивным моментом, эксперты называют уменьшение налогового бремени на работодателя – выплаты с зарплат уменьшаются практически вдвое. Однако, если проанализировать общее налогообложение, то выплаты предпринимателей не уменьшаться, а возрастут, говорят эксперты. Кроме того, в снижении ставки по зарплатам не заложен механизм компенсаций для социальных выплат. С чего будут платиться пенсии и зарплаты бюджетникам непонятно, фактически эта задача перекладывается на местные бюджеты.
Юрий Иванов, доктор экономических наук
Вот это вот уменьшение налоговой нагрузки на работодателя, эта хорошая вещь, если проводится параллельно пенсионная реформа, находятся другие источники финансирования. Их нет.
При этом, говорят предприниматели, об упрощении администрировании пока и говорить не приходится. Начиная с отсутствия реформ проверяющих органов, заканчивая наличием НДС, который, по мнению экспертов, является основой коррупционной составляющей украинского налогообложения. Предприниматели, кстати, вообще настаивали на его упразднении.
Наталья Яковлева, БФ «Харьков с тобой»
Мы считаем, что при разработке налоговой реформы надо больше внимания уделить налоговой реформе, потому что именно он является наиболее коррупрованым.
Парламентский проект также не упраздняет НДС. Но декларирует его возврат по строгой очереди. А основным минусом этого проекта является дефицит бюджета. По предварительным оценкам он может достигнуть 200 млрд. гривен. Экономисты говорят, компенсаторными мерами его можно уменьшить почти вдвое, а если, как обещали в Кабмине, сократить расходы на госаппарат и проверяющие органы то еще на 30 миллиардов. И реальное реформирование налогообложения станет аргументом в диалоге с МФВ. С другой стороны – именно дефицит в 200 миллиардов стал поводом не выносить его на голосование. Хотя предприниматели и эксперты хвалят этот проект за либерализм. В нем прописана более низкая ставка по прибыли, он же частично сохраняет упрощенную систему налогообложения. Более адекватную чем сейчас, говорят эксперты. Ведь на данный момент услугами искусственно созданных единоналожников пользуются минимизаторы.
Юрий Иванов, доктор экономических наук
В этом случае гораздо более либеральный подход предложен Верховной радой. Три группы граждан-предпринимателей в рамках обычной системы налогового обложения, и в принципе с серьезным упрощением. Это нормальный европейский подход, потому что у нас упрощенка это постсоветское наследие. А европейцы считают, что упрощение нарушает целостность, но поскольку предпринимателям действительно сложно нужно компенсаторные механизмы включать в обычную систему.
Проект Минфина переводит практически всех единоналожников на общую систему – оставляют только физлиц с годовым оборотом до 300 тысяч. Плюс введение кассовых аппаратов. Все это, считают предприниматели, заставит уйти их коллег в тень.
Александр Чумак, ассоциация частных работодателей
Я его называю поминки по малому бизнесу. Если его примут, то сразу 68 тысяч юрлиц будут выдавлены в общую систему налогообложения, еще 52 тысячи упрощенцев не смогут выполнить условия, в итоге мы получим 120-140 тысяч, что повлечет для них существенное увеличение налоговой нагрузки, это повлечет либо сокращение рабочих мест, либо переход частично в тень.
Именно поэтому предприниматели объявили всеукраинскую бессрочную протестную акцию. На улицы городов выходят в пятницу. Требуют установить мораторий для единоналожников, а после внести изменения в оба проекта. Ради упрощения администрирования. И в идеале, эти изменения должны вступить в силу не сейчас, а как требует законодательство, как минимум за полгода до нового, уже следующего бюджетного года.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”