На небольшой пикет его участники вышли без политических лозунгов, но каждый со своей историей. Люди утверждают: они сами, либо их родственники, столкнулись с ужасной стороной харьковской милиции, а именно – с пытками. У Юрия и Виктории Спудулис за решеткой оказался сын – три дня, утверждают родители, его пытали в Октябрьском райотделе. 23-летнего Андрея, рассказывает мать, обвинили в краже молочного бидона и шлифовальной машинки у соседки. Убытки потянули на уголовное дело. Виктория уверена: ее семье таким способом пытаются отомстить. Дескать, в 2005 году Андрея уже задерживали правоохранители и тоже били. Но тогда Виктории якобы удалось доказать факт насилия – милиционеры получили выговор, одного из них даже уволили. И именно за это, уверена Виктория, правоохранители мстят ей сейчас. Новое дело сфабриковали, уверена женщина: Андрея схватили на улице, три дня держали в райотделе и пытали током, касаясь проводами рук и половых органов. Не выдержав издевательств, юноша подписал признание. Тем временем, рассказывает Виктория, она искала сына по всему городу – когда узнали, что он в райотделе, – привезла адвоката, однако его к задержанному не пустили – родители увидели сына только, когда его переводили в тюрьму.
Виктория Спудулис, мать Андрея: «Он вообще весь черный был – понятно, что к нему применялся током. 27 числа я написала заявление в Октябрьскую прокуратуру с просьбой провести медицинское освидетельствование телесных повреждений и внутренних органов».
У правоохранителей другая версия. Как говорит начальник Октябрьского райотдела, Андрея Спудулиса задержали после обращения потерпевших, и изъяли у него похищенную шлифовальную машинку. Молодой человек уже был условно осужден за кражу, пояснил милиционер. В беседе со следователями Андрей якобы сам признался в преступлении. Его никто не бил и не пытал, утверждает Владимир Ковригин. После двух часов удержания в соответствии с законом задержанного доставили во временный следственный изолятор, о чем сообщили его родителям.
Владимир Ковригин, начальник Октябрьского РО: «В течение двух часов после задержания наш задержанный был опрошен органами дознания в ГОМе № 1, о чём есть соответствующая запись и есть соответствующая запись подозреваемого, то есть гражданина Спидулиса, о том, что он претензий к работникам милиции не имеет, мер физического и психологического на него не оказывалось».
Мать осужденного с претензиями в милицию не обращалась, уверяет начальник райотдела, разговоры о пытках женщина начала только, когда встал вопрос относительно преступной группировки, членом которой мог быть ее Андрей. Но эти эпизоды, выявленные УБОПом, тоже фальсификация, уверена Виктория. Дескать, в этом подразделении работает брат одного из палачей в погонах. Они пытаются замять дело, считает женщина, поэтому так и не было проведено медицинское обследование задержанного. В милиции утверждают: Андрей сам отказался, но его мать настаивает – отправляла письма с жалобами и в районную прокуратуру, и в министерство МВД. Юноша, уверяет женщина, не всегда может за себя отвечать. После травмы головы, которая была получена в детстве, и долгого лечения в психиатрической больнице он еле отвечает на вопросы судьи – и только после подсказки адвоката подал ходатайство о судебно-медицинской экспертизе.
Андрей Спудулис, обвиняемый: «Чтоб провели медицинскую экспертизу. ( Провели медицинскую экспертизу в отношении вас? В связи с чем?) В связи с тем, что когда меня начали пытать током, то у меня начало падать зрение и болеть голова. (Когда и где вас пытали током?) В Октябрьском РУВД».
В райотделе уверены: это только приём для избежания законного наказания.
Владимир Ковригин, начальник Октябрьского РО: «Чаще всего в жизни, а тем более в нашей работе, встречаются два вида защиты: это когда люди пытаются показаться невменяемыми или придумать какую-то болезнь, или различные способы воздействия на правоохранительные органы – то ли это жалобы, то ли это общественное мнение».
Однако суд принял ходатайство Андрея и назначил судебно-медицинскую экспертизу. Специалисты утверждают: повреждения от тока эксперты смогут обнаружить даже через несколько месяцев после пыток. До заключения экспертов рассмотрение дела по существу отложено.
Марина Николаева, Марина Дрозд
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”