Об изнасиловании своей воспитанницы Денис Котенко заявил в январе прошлого года. После нескольких дней пребывания 5-летней девочки в приемной семье, приемные родители заметили проблемы с самочувствием. Обратились к врачам, и услышали от них шокирующий диагноз: малышка была неоднократно жестоко изнасилована, в том числе неестественным путем, что привело к тяжелым травмам. Правоохранители сразу возбудили уголовное дело, а результаты первых экспертиз, которые были обнародованы чиновником обладминистрации, совпали с результатами частных консультаций Котенко у гинекологов – девочку насиловали несколько месяцев назад. На этом стремительное расследование было приостановлено. По предварительным данным, время надругательства совпало со временем пребывания девочки в детском доме «Семья» (укр. «Родина»). Чиновники же, не дождавшись выводов следствия, эти обвинения отвергали.
Ольга Деменко, руководитель городского Департамента образования: «Если завтра кто-то придет и скажет, что это было в детском доме, и докажет это, то послезавтра я напишу заявление об уходе. Я знаю точно – в детском доме произойти это не могло».
Правоохранители заявляют: первые результаты экспертиз были если не ошибочными, то неоднозначными. Полтора года они проверяли результаты исследований и в Харькове, и в Киеве, и в Крыму. Новые экспертизы, говорит экс-куратор следствия Николай Фоменко, не столь четко указывали на время совершения преступления – от двух месяцев до двух лет. Но последние исследования, в купе с допросами биологических родных, их соседей и оперативными разработками, говорит милиционер, помогли установить, где и когда была изнасилована девочка.
Николай Фоменко, начальник городского отдела милиции: «Мы практически установили, что преступления, что в отношение нее преступление было совершенно по месту проживания, т.е. в семье, где она воспитывалась до тех, детских домов, куда она попала».
Кто именно совершил жестокое преступление, в милиции снова не конкретизируют и сроков задержания подозреваемого не называют. Версия, что это совершили близкие малышки, у следствия уже существовала. Без приемных родителей они допрашивали 11-летнего брата девочки, задерживали отчима, которого впоследствии отпустили. Даже учитывая социально неблагополучную жизнь первой семьи пострадавшей, в то, что преступление могло произойти именно в это время, не верят ни тетя ее отчима, ни приемный отец.
«Да он старый и болезненный, что он мальчик 16-летний или 5-летний? Ему уже шестой десяток!»
Денис Котенко, приемный отец: «Как это не заметить, и в 2 года с ней это сделать, и чтоб без криков ребенка и температуры, ну такое как можно сделать – там была бы потеря крови жуткая и как ребенок остался в живых?»
Из своей семьи малышка попала в детский приют «Гармония», где находилась несколько месяцев, после этого – в детский дом «Семья» (укр. «Родина»), где воспитывалась около двух лет, а впоследствии – и в приемную семью Котенко. Сейчас руководство учреждения без разрешения должностных лиц общаться с журналистами не желают. А год назад в «Гармонии» уверяли журналистов: в их учреждении девочка прошла надлежащий медицинский осмотр.
Алла Трохименко, директор приюта «Гармония»: «Забирала лично у нас юрист девочку, и, я думаю, на протяжении двух лет, даже если бы что-то, возник вопрос. Девочка была отдана нормальная, здоровая, без всяких».
Правоохранители предполагают: врачи обоих учреждений просто не заметили, что девочка изнасилована.
Николай Фоменко, начальник городского отдела милиции: «Явной задержки психического развития у ребенка не было. А углубленно … Скажем так, у уравновешенного человека мысли о том, что трехлетнего ребенка могут изнасиловать даже в неблагополучной семье, ну как-то в голову не укладывается. Поэтому были проведены поверхностные осмотры».
С таким предположением правоохранителей соглашаются не все чиновники. Если в обладминистрации и в милиции готовы наказать медиков за непрофессионализм, в мэрии даже предположить не могут, что врачи не заметили проблем с девочкой.
Светлана Горбунова-Рубан, заместитель мэра по вопросам охраны здоровья: «Это может предположить только Фоменко, я не берусь предполагать подобные вещи!»
Игорь Шурма, вице-губернатор: «Якщо ви думаєте, що сьогодні адміністрація збирається захищати тих, хто не виконав свої функціональні зобов’язання, ви глибоко помиляєтеся, якщо буде встановлений факт злочину на лице – таких людей треба притягнути до відповідальності і позбавити їх права на працю».
Приемный отец девочки считает слова главного милиционера Харькова Николая Фоменко о халатности врачей, очередной попыткой затянуть расследование. Ибо, по словам Дениса Котенко, равно как и по данным экспертиз, последствия изнасилования настолько серьезны, что они заметны в повседневном быту, и девочка нуждается в серьезной операции.
Денис Котенко, приемный отец: «Все делается с одной целью – убрать ответственность с детского дома, я не знаю, сейчас на такие жертвы идут и готовы пустит под нож врачей стольких – ведь это немало. Все, кто свои подписи ставил, что ребенок здоров, потом и приют, теперь получается, должен понести ответственность за то, что с ребенком такое было, и никто не удосужился оказать ей помощь».
Но добиться наказания нерадивого персонала, если речь идет именно о халатности, а не покрытии преступления, Котенко будет крайне трудно. Такое мнение в телефонном интервью АТН высказала директор Юридического департамента Международной правозащитной организации «Ла-Страда-Украина» Марианна Евсюкова. По ее словам, в условиях украинского законодательства по халатности работников детдома ждет лишь дисциплинарная ответственность. Вообще, защиты украинских детей от насилия, по данным «Ла-Страда», а именно эта организация занимается мониторингом ситуации, фактически не существует. Дела расследуются медленно, немало случаев вовсе не попадают в милицейские сводоки, а на государственном уровне не уделяется внимание ни сексуальному воспитанию детей, ни их защите от сексуального насилия в семьях, закрытых учреждениях и использования в качестве проституток. В городской службе по делам детей, которая существует за счет бюджета и под чьим надзором находятся все приемные семьи, не скрывают: они даже не представляют, что случилось с девочкой раньше – у них другие задачи.
Александр Малько, начальник управления служб по делам детей: «Была или не была она изнасилований, я не знаю. Идет следствие. Наша задача, чтобы не ущемлялись права детей приемными родителями».
Семья же Котенко собственными усилиями продолжает искать 65 тысяч гривен на проктологическую операцию девочке, которую нужно сделать в Москве в октябре. Иначе она останется инвалидом.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/11_08_3_Devochka2_Nikolaeva.FLV”);
s1.write(“container”);
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”