” По украинским зонам прошла волна “отработок” ОМОНа. По достоверной информации, полученной напрямую из украинских зон, спецназ был введен в следующие учреждения: Николаев – 53-е учреждение строгого режима; Киевская область, город Буча, 85-е учреждение строгого режима; 47-е учреждение особого режима город Сакаль Львовской области и так далее.” Письмо с таким содержанием пришло на сайт АТН от бывшего заключённого. По данным харьковских правозащитников, ежегодно более трёхсот раз в украинские тюрьмы и колонии вводится спецназ. Основой для этих действий служит этот приказ. В соответствии с ним, Департамент по вопросам исполнения наказаний предупреждает терроризм и волнения в тюрьмах. В то же время правозащитники ставят под сомнение информацию о том, что ежегодно в Украине происходит три сотни тюремных бунтов. Скорее, считают эксперты, спецназ просто проводит учения. К правозащитникам неоднократно обращались осуждённые, которые утверждают, что во время таких операций им приходится сидя на корточках часами ждать обыска, что их личные вещи выбрасывают, а их самих избивают.
Людмила Клочко, зав. обществ. приёмной Харьковской правозащитной группы
“ Был случай, когда к нам обратился один молодой человек, который пострадал в результате ввода спецподразделения исполнения наказаний, у него был небольшой срок, он стал калекой, лишился ступни и двух ног, и была уже подготовлена жалоба в Европейский суд и он вдруг отказался поддерживать эту жалобу.”
Отказ от правового рассмотрения дела типичное решение для осуждённых. Эксперты утверждают, что эти люди боятся каких-либо разбирательств даже больше чем те, кто на свободе столкнулся с притеснениями от правоохранителей. Но несмотря на это, сегодня Европейск суд рассматривает дело от девяти украинских заявителей о вводе спецназа и массовом избиении заключённых. Тех, кто не пишет заявления ещё больше. Информации о подобных репрессиях в Харькове нет: правозащитники рассказывают, что заключенные, отбывающие срок в Харьковской области, с такими жалобами не обращались. В управлении исполнения наказаний утверждают, что ввод спецназа в местных тюрьмах не практикуется.
Александр Дегтярь, зам. начальника госдепартамена УИН в Харьковской области
“ С 98-го года департамент выведен из подчинения министерства внутренних дел поэтому мы к помощи сотрудников милиции не прибегаем.”
Однако при этом в редакцию АТН неоднократно поступала неофициальная информация об ужесточении режима, а также предположения о том, что ввод спецназа готовится и в харьковских тюрьмах.
Людмила Клочко, зав. обществ. приёмной Харьковской правозащитной группы
“ Пока есть такие сообщения, департамент не может убедить нас в том, что он действует правомерно. Я думаю, что для этого должны быть созданы группы независимые группы расследования, к работе которых должны быть привлечены неправительственные организации.”
Сейчас правозащитники ищут очевидцев привлечения спецподразделений в колонии и следственные изоляторы, и в первую очередь людей, которые пострадали в ходе этих операций. Адвокаты готовы гарантировать конфиденциальность всем, кто обратится в харьковскую правозащитную группу, напишет заявление и даст показания.
Марина Николаева, Андрей Домовой, Агентство телевидения новости.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”