Когда в мэрии образца-2002 обсуждалось тяжелое положение городского электротранспорта, то в сравнение с сегодняшней ситуация была почти идеальной. Своевременная выплата зарплаты, текущий ремонт машин, развитая система маршрутов – электротранспорт, по оценкам перевозчиков, обслуживал более половины всех пассажиров. И даже были закуплены 8 новых троллейбусов за счет перевыполнения бюджета города. Впрочем, на большее денег не хватало, и выход из сложной ситуации нашли в течение четырех лет – разработали уникальную систему восстановления трамвайных и троллейбусных вагонов, позволяющую отремонтировать весь парк за три года. Но с изменением городской верхушки эти планы не получили продолжения. Поэтому вместо поэтапного ремонта вагонов сократили количество маршрутов, на которых эти вагоны работали и зарабатывали деньги. Также сократили 2 трамвайных и троллейбусное депо и значительное количество ремонтных площадей, утверждают материалы общественной экспертизы. Сначала, несмотря на протесты работников и даже обещания руководства города не закрывать учреждение или перевести его на Алексеевку, территория троллейбусного депо в самом центре города была продана. Куда ушли деньги – неизвестно до сих пор. Как неизвестно, кто обогатился от продажи рельсов со снятых маршрутов. Кроме Пушкинской, только в январе 2009 года исчезли 11 маршрутов электротранспорта. Некоторые из них возобновили, но за это время появились дублеры-автоперевозчики. В мэрии решили бороться за прибыль предприятия не за счет восстановления и образования удобных маршрутов, а при помощи повышения тарифа. В 2008 году его подняли почти вдвое – с 40 до 75 копеек.
Евгений Водовозов, начальник Департамента транспорта и связи (13.06.2008 г.): «Это, к сожалению, жизненная необходимость. Мы понимаем прекрасно, что это не самая популярная мера. Но сейчас предприятие поставлено на грань выживания. Уже сегодня. И для того, чтобы оно держалось и продолжало оказывать те же социальные услуги, которые оно оказывает, выхода другого нет».
Вместе с этим исчезли постоянные проездные – предприятие фактически лишилось дотаций от населения. Повышение тарифов ситуацию на предприятии не улучшило, и в 2009 году чиновники не нашли ничего более подходящего, чем снова повысить плату за проезд.
Роман Литовченко, водитель троллейбуса: «Как начали повышать проезд в троллейбусе, начались проблемы. По 40 копеек – выплачивали вовремя зарплату, по 75 – не так стали выплачивать, а по гривне – вообще стали не выплачивать»
В это же время забота о предприятии и харьковчанах у чиновников мэрии приобретала все более странные формы. Два года подряд градоначальники отказывались от государственных денег, которые выделялись на закупку нового электротранспорта. При этом в лизинг закупили 10 новых трамваев и 90 троллейбусов, которые не только подвергались критике техперсонала, а и фактически привели предприятие к банкротству – мэрия до сих пор не рассчиталась за них. Тем временем деньги тратились на экспериментальные нововведения: пробные электронные кондукторы, попытки вернуть компостеры, частных ревизоров и охранников. При этом мэр уверял: денег на зарплату нет лишь потому, что преступная власть в Киеве не перечисляет средства за перевозку льготников.
Михаил Добкин, мэр Харькова (10.11.2009 г.): «Денег из Киева нет ни одной копейки. Где они, неизвестно, но точно даже не по пути в Харьков. Их никто даже не отправлял. Всё, что называлось мне из Киева как деньги на выплату заработной платы, оказалось пустым звуком».
Впервые масштабная забастовка прошла в октябре 2008 года – из-за трехмесячной задержки зарплаты люди не вывели на маршруты около ста машин. В 2009 году уже из-за полугодовой задолженности люди бастовали летом и осенью, после Нового года вывели электромашины к мэрии. А через полгода снова начались задержки.
Андрей Ильгов, ОО “Прорвемся!”: «Чиновниками, которые сейчас сидят в кабинетах, движут коррупционные схемы. Здесь нет никакого обгрунтування, ни логического, ни научного. Что хотят сделать с «Горэлектротрансом»: по нашим сведениям, хотят ликвидировать практически все трамвайные линии, оставить некую часть троллейбусного парка, второе троллейбусное депо, Октябрьское депо и так далее».
Доказать это, говорят активисты, они смогут, только увидев документы предприятия. Но их руководство скрывает, как и данные аудита, если его все-таки провели в прошлом году.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_12_23_Transport.FLV”);
s1.write(“container”);
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”