Еще во время учебы в университете Ольга занималась изучением студенческих мемуаров 20-х – 30-х годов. Но примерить на себя полноценный образ получилось только сейчас, во время подготовки выставки, посвященной студентам тех смутных времен. Алые губы, яркие глаза, платье с вышивкой и непременная шляпка. Образ складывался из деталей, подсмотренных на фото тех времен и вещей, которые одолжили для выставки сами студенты университета и сотрудники музея. В таком наряде в коридорах ВУЗа в 20-е годы вполне могла щеголять, улыбается Ольга, дочь какого-то советского буржуа.
Ольга, мл. научный сотрудник музея истории университета:
Начало 20-х годов, это вот как раз 20-е годы, НЭП, когда университет захлестнули дети нэпманов и их дети одевались, конечно, более изысканно. И была мода на такие элегантные туалеты, на музыку вот, которую мы включали, – танго и фокстрот, они проводили вечера в компании друзей и вот я вот – представительница такого студенчества.
Позволить себе такой наряд не могли выходцы их рабочей среды или деревенские девушки. Их платья были более чем скромными, а в город они часто приезжали только с одной сменой белья. И тут во многом спасали вот такие вышитые вещи, которые также были в ходу у модниц поскромнее. Специально для выставки их вынимали из сундуков своих бабушек не только ВУЗовцы, но и их друзья, знакомые и коллеги.
Конец 20-х – это украинизация. И даже на фотографиях вы увидите, что много было студентов в вышиванках. И таким образом мы хотели показать, что одевались по-разному. И кто-то носил вышитую одежду.
Со сворачиванием украинизации в 30-х годах, ушли и вышиванки. Отзвучали танго и фокстрот. Остался в 20-х и легкий буржуазный стиль. Тогда же, рассказывают организаторы, со страниц журналов во многом исчезли остро сатирические карикатуры. В них студенты предыдущего десятилетия не щадили ни себя, ни преподавателей. Сменился и состав сидящих за партами. Дети рабочих и крестьян призваны были «вымыть» тех самых детей советских буржуа. Тогда же в университетской среде появились и дети «врагов народа».
Виктория Иващенко, директор музея истории университета:
Ну, наприклад, спогад студентки Дражеської, яка навчалася тут двічі, навчалася тут в 28-му – 29-му роках, потім вона була виключена, як дочка контрреволюціонера. Відновилася вже на початку 30-х, але також провчилася недовго, бо, знов таки, збереглося протокол засідання, де говориться про те, що вона скрила те, що її батько був засуджений, а також її чоловік виявився засуджений і сама вона належить до деякої націоналістичної групи і вона також була знов таки вдруге виключена з університету.
Среди раритетов этого периода в музее называют дело будущего правозащитника и диссидента Льва Копелева, который тогда обучался на философском факультете харьковского университета и письмо тогда еще студентки исторического факультета и дочери «врага народа», а в будущем детской писательницы Инны Христенко к Сталину с просьбой ее восстановить. Просьбу удовлетворили и Инна смогла продолжить учебу. Все это, уверены сотрудники музея, не могло просто лежать в архивах. Потому и решили дать право голоса студентам тех времен, объединив в одной экспозиции документы, вещи и дух той эпохи. Окунуться в эту атмосферу начала прошлого века может каждый желающий. Выставка будет работать в стенах университета Каразина до декабря месяца. Вход свободный.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”