Резонансное убийство судьи Трофимова и его семьи, которое произошло 15 декабря, всколыхнуло массу чувств – от жалости до ненависти. Свои мысли интернет-пользователи оставляли на форумах под новостью, на сессии облсовета губернатор зачитывает те, которые поразили его больше всего.
Михаил Добкин, губернатор:
Вот, допустим, пользователи “Фейсбука” пишут – “всех судей ожидает наказание”, “палачам по заслугам”, “смерть судьям”, “пусть гибнут гниды.”
Первыми бороться с безобразием на форумах решили коллеги убитого судьи – харьковские служители Фемиды написали обращение к председателю Верховной рады с просьбой провести слушания и привлечь к ответственности владельцев сайтов, на которых содержались подобные отзывы, в частности “Корреспондента” и “Украинской правды”. Добкин пошел дальше и возмутился “Фейсбуком” и, далее цитата “некоторыми харьковскими сайтами”, и предложил кроме ответственности – признать информационные порталы средствами массовой информации.
Михаил Добкин, губернатор:
Никакого реагирования со стороны государственных органов на действия владельцев интернет-ресурсов, что таким образом зарабатывают себе популярность и деньги, общество не увидело. Возможно потому, что интернет-издания до сих пор не имеют четко определенного статуса, а следовательно их владельцы и редакторы не несут ответственности согласно действующему законодательству Украины.
Депутаты обращение Добкина поддержали и направили еще и к Президенту, в Нацсовет по телевидению и радиовещанию, и Союз журналистов. Мол, редакторы должны были закрыть комментарии к подобным новостям, чтобы не сеять вражду и призывы к убийству.
Сергей Чернов, председатель Харьковского облсовета:
Нормальные мысли, высказывания, критика, разные точки зрения должны присутствовать во всех средствах массовой информации, а дикость, люди с больной психикой, нездоровые физические, моральные уроды не должны быть допущены к обществу.
Если волосы и встают дыбом от иногда действительно жестоких комментариев – то это лишь отражение действительности, уверен правозащитник Евгений Захаров, – украинское судейство действительно запятнало свою репутацию несправедливыми решениями. К тому же, по статистике Харьковской правозащитной группы каждые 40 секунд граждане Украины подвергаются незаконным действиям со стороны правоохранителей, и не имея возможности ответить за издевательства и унижения – выливают эмоции в интернете.
Евгений Захаров, правозащитник:
Часто сотрудники правоохранительных органов, которые применяют незаконное насилие, остаются вообще безнаказанными, или, если их наказывают, то отнюдь не так строго, как других людей, которые тоже совершают насильственные преступления, но получают за них очень суровое наказание.
Власть напугана – она боится своего народа и поняла, что не может защитить себя, говорит общественная активистка Антонина Кравченко. Власти закручивают гайки все больше, и это касается не только свободы слова, но и мирных собраний и акции протеста.
Антонина Кравченко, активистка “Спільна справа”:
Если общество ранее имело какие-то противовесы – могли писать заявления в прокуратуру, имели какой-то ответ при задекларированной демократии, то сейчас таких рычагов нет.
Чтобы устроить в Харькове митинг приходится прибегать к хитрости, рассказывает активистка, например, подавать заявление за час до начала мероприятия, чтобы суд не успел вынести решение о запрете. Информационные запросы в администрациях с первого раза не принимают, ответы если и поступают – не содержат конкретики. Говорит – власть полностью отгородилась от народа и боится его реакции.
Антонина Кравченко, активистка “Спільна справа”:
Интернет остался одним из ресурсов, на который трудно как-то повлиять со стороны власти, заткнуть рты, как это было с харьковскими каналами, это остался единственный ресурс, где можно знать правду, даже через такие комментарии хотя бы знать – какое настроение в обществе
Интернет-сайты действительно может постигнуть судьба неподконтрольных властям харьковских каналов АТН, АТВ/К и Форы, которые были отключены от эфира в августе-сентябре прошлого года. PR-технолог Антон Исаев объясняет – сейчас по закону все интернет-провайдеры должны хранить логи пользователей, этот контроль касается, например, детской порнографии. И не сомневается, что в ближайшее время появятся соответствующие изменения в законе, который расширит границы контроля.
Антон Исаев, PR-технолог:
В Харькове большинство провайдеров имеет непосредственное отношение к городской власти, поэтому запретить можно, даже если предположить, что сервер разместить в другой стране, они будут пытаться запретить доступ к нему.
Запретив интернет, власть создаст платформу для возникновения другой формы выражения, уверены PR-технологи, и может случиться так, что писанина на форумах покажется довольно безобидной.
Мария Кравчук, гендиректор компании по интернет-маркетингу:
Это свобода личности, свобода высказывания отдельного человека, и в данном случае говорить о том, что они являются террористами – достаточно сложно, так как здесь есть тонкая грань, где заканчивается мое личное мнение и начинается ущерб другого человека. Интернет на сегодняшний день – это разные платформные площадки, поэтому, запрещая одно, зачастую это только потенциал к возникновению другого.
Контролировать интернет украинские власти додумались не первыми – эта тенденция наблюдается уже по всему миру, ведь всемирная сеть – это еще и большие денежные потоки, добавляет Кравчук. Компания Google сейчас собирает подписи в защиту свободы слова в интернете.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”