Договор между Украиной и компанией Shell о добыче сланцевого газа был подписан полтора года назад. И сразу вызвал целый шквал протестов, в первую очередь экологов. Они утверждали, из-за особенностей добычи такие разработки приведут к природной катастрофе, а регион останется без чистой воды – она в смеси с реагентами нужна для разрывов пластов земли, чтобы добыть газ. Однако часть экологов бизнесменам за это время удалось привлечь на свою сторону. Газодобытчики утверждают: для них экологическая составляющая проекта крайне важна, и именно местные специалисты помогают следовать правилу “не навреди”. Три организации за средства представленные компанией создали карты заповедных зон на площадке возможной добычи Shell и проверили качество воды. Представители Шелл обещают, все рекомендации учтут.
Татьяна Бобровицкая, представитель компании Shell
Мы считаем, что при проведении работ наших загрязнение грунтовых вод невозможно. Те объемы воды, которые могут быть использованы для разработки таких месторождений в максимальном варианте, если. например мы выйдем на полный цикли в промышленной разработке, эти объемы мы тоже оценили эти объемы они составляют меньше одного процента от разведанных запасов воды в этом регионе.
Сергей Разметаев ХОО “Всеукраинская экологическая лига”
Наши отечественные компании, даже государственные, так ухайдакивают природу, добычей обычного газа, что мама не горюй, вам и не снилось, и экологический портрет наших компаний в Харьковской и Полтавтавской области – катастрофический. К сожалению, они информацию секретят, то загрязнение, которое осуществляют, огромнейшее. Если все равно прогресс не остановишь, газ нужен, если говорить, кто лучше это делает, то Shell лучше, и качественнее, и контролируемее, чем государственные компании.
Такими выводами возмущены представители альтернативных природоохранных организаций. Они настаивают на Юзовской площадке – это часть Барвенковского, Изюмского и Балакалейского района в Харьковской области, и районы городов Славянск, Краматорск и Горловка на Донбассе – добыча сланцевого газа противопоказана. А исследование коллег фикция.
Олег Перегон, “Зеленый фронт”
Вы бы кинули клич всему миру, мы бы бесплатно, мы не за деньги, мы за идею, мы бы все бесплатно Вам помогли. В результате, что за контроль общественности?! Получается, вы выиграли грант, никакого контроля, никакой общественности, показали нам выводы и всё!
Валерий Ловчиновский, эколог
Shell как угодно манипулирует цифрами, потому что если мы возьмем с мировыми океанами, то может и полпроцента. А если мы возьмем пресные воды, то этой пресной воды на Юзовской площади нету! И наш регион вододефицитный, и мы никакой объем жидкой воды позволить превратить в отходы не можем!
Активисты настаивают: пока Shell не раскроет условия соглашения, которые бы пояснили какие реагенты, они будут использовать и как утилизировать или очищать отработанную воду, работать им разрешать нельзя.
Валерий Ловчиновский, эколог
У меня сегодня к Shell один вопрос: когда они собираются советоваться с громадами и в связи с этим когда будет изменена конфигурация, время, место проведения этих действий по добычи газа уплотненных песчанников на Юзовской территории. Потому что этот документ, который был подписан со стороны Украины людьми, которые в розыске – в областном УБОПе висят на доске – с другой стороны подписала группа людей от коммерческого предприятия. Я считаю, что подписанты со стороны Shell тоже находились в розыске или им были предъявлены экономические санкции.
Переписать соглашения от газодобытчиков требуют и лояльные к компании экологи. Даже в условиях энергозависимости от России, добыча сланцевого газа может мало помочь стране, учитывая то, что в разделе о прибыли присутствуют компании-посредники.
Сергей Разметаев ХОО “Всеукраинская экологическая лига”
В этих соглашениях была коррупционная составляющая в лице непонятных фирма, Юзовская, или Алевская ООО, которые можно ассоциировать с Президентом Украины или министром экологии на момент подписания, и компания Shell согласилась позициями общественных организаций о пересмотре соглашений и об исключений, и Кабмин согласился, об исключений непонятных фирм, и чтобы Украины была доля, и доля компаний.
Представители Shell уточняют, соглашение пока так и не переписано. К тому же если есть в нем сомнительные представители, то они как раз со стороны Украины. И если активисты беспокоятся, что сланцевый газ достанется не Украине, а каким-то частным лицам, обращаться надо не к ним, а к представителям государственной власти.
Татьяна Бобровицкая, представитель компании Shell
В настоящее время соглашение пока не пересмотрено, но партнером Shell является компания, государственная компания “Надра Юзовская”, а компания СПК “Геосервис” является внутри компании “Надра Юзовская.” Поэтому с нашей стороны будет оно пересмотрено или не будет, на позицию компаний это не влияет. Потому что у нас в этом соглашении партнер государства
При этом, время на пересмотр соглашения ещё есть. Из-за АТО геологоразведку, которая была намечена на Юзовской площадке уже на конец года, Shell может сдвинуть на более поздние сроки.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”