Кому выгодно появление новых КП в Харькове

Автор АТН

Создание коммунального предприятия – теперь почти обязательная строка в программе местных сессий. Накануне облсоветом было принято решение о создании нового КП – «Облземпроекта». Предприятие, где будут работать 15 человек, обязано обеспечить проведение земельной реформы, в частности работы по землеустройству и оценке земли. Для этого в уставный фонд предприятия из бюджета было выделено 100 тысяч гривен, хотя инициаторы создания предприятия заверили: больше брать деньги налогоплательщиков новые коммунальщики не будут.

Константин Прокопьев начальник главного юридического управления ОГА: «Предприятие будет хозрасчетным, будет зарабатывать самостоятельно и, в качестве дополнительных услуг, будет принимать заказы от физических и юридических лиц на документы по землеустройству».

Это решение было пролоббировано бело-голубым большинством. Хотя оппозиционеры еще на комиссиях отрицали. Мол, нужно не просто давать деньги в уставный фонд и создавать новые рабочие места для посредников, но и аргументировать, как само предприятие наладит ситуацию в земельной сфере.

Иван Варченко, депутат облсовета, фракция «Батьківщина»: «Наша позиція – ми за перегляд той кількості комунальних підприємств, які є в Харківській області з тим, щоб можна було б визначити, які потребує Харківська область, які не потребує, потім створювати якісь інші. У нас є управління земресурсів, є держкадастр в Харківській області й зараз, й зараз ми ще на якийсь виділяємо на нього гроші».

По принципам экономической целесообразности, объясняет доктор экономических наук Наталья Внукова, КП создается либо для предоставления какой-то необходимой уникальной услуги населению, которую не предоставляют другие предприятия, или, если сам орган самоуправления желает стать конкурентоспособным бизнес-игроком и имеет для этого достаточно денег и уверенность в прибыльности этого предприятия. Ведь не только уставный фонд, а и все расходы по созданию учреждения ложатся на общество.

Наталья Внукова, экономист ХНЭУ: «Если оно будет убыточным, то здесь возникает сложный вопрос: кто будет покрывать убытки. Убытки, естественно, будет покрывать бюджет. Поэтому стоит основной вопрос о контроле за тем бизнес-планом, который заложен в создание самого предприятия».

Сейчас, как свидетельствует официальный сайт городского информационного центра, кстати, это тоже КП, в Харькове существует 42 коммунальных предприятия. Директор департамента коммунального имущества Михаил Фатеев называет другую приблизительную цифру – их уже более 60. Хотя она не является окончательной, ведь при разных департаментах периодически открываются некие цеха.

Совсем недавно мэрия обнародовала идею о покупке линии по производству стеклопакетов. При этом Фатеев не говорит, сколько и какие из этих предприятий являются убыточными или неприбыльными. А вот выводы КРУ свидетельствуют, что 37 городских КП, проверенных ревизорами в прошлом и этом году, допустили финансовые нарушения, которые привели к материальным и финансовым потерям. Среди них такие, как парки отдыха, аптеки, «Муниципальное паркование», «Дворец спорта», «Ритуал», «Комбинат детского питания» и т. д. Проигрышно выглядят бизнес-планы КП и в соответсвии с отчетом директора Департамента бюджета и финансов Татьяны Таукешевой о выполнении бюджета 2010 года. Там сказано, что по сравнению с 2009 годом объемы поступлений налога на прибыль от городских коммунальных предприятий уменьшились с 25 миллионов гривен до 6,6 миллионов. То есть все городские КП зарабатывают (а прибыль они должны предоставлять в городской бюджет) около 26 миллионов гривен. Это в то время, как только финансовая помощь без компенсации льготного проезда и только одному предприятию – «Горэлектотрансу» в этом году составила 36 миллионов гривен. По данным того же финдепартамента для КП «Парк Горького», за реконструкцию которого, как предлагали эксперты, могли бы заплатить инвесторы, муниципалитетом было позаимствовано 20 миллионов евро. Сколько еще учреждений получили помощь, чиновники вновь не комментируют.

Михаил Фатеев, директор гордепартамента коммунального имущества: «Как можно считать, к примеру, если за счет средств городского бюджета перекладывается водовод либо ремонтируется какое-то оборудование, кстати, как за счет средств городскому бюджета, так и за счет средств государственно бюджета. Считать это помощью бюджета или не считать? Или это считать ликвидацией аварийной ситуации?»

Но, получается, подсчитывают эксперты, что в таком случае харьковчане, по крайней мере, три раза оплачивают существование некоторых коммунальных предприятий. Ведь сначала деньги из бюджета выделяют на их создание, затем, опять же за счет бюджета или непосредственно по тарифам, оплачиваются работы и товары КП, а третий раз опять же из бюджета убыточным учреждениям оказывают материальную помощь. Или, как выражается Фатеев: ресурсы для устранения аварийной ситуации. Хотя, уверяет эксперт по ЖКХ Михаил Гаевский, вся эта нехватка средств у предприятий ЖКХ – фикция. Эти учреждения были бы прибыльными и без постоянного повышения цен, при правильном расчете тарифов, которые сейчас почти полностью скрыты от потребителей, и отсутствия откатов при работе с подрядчиками.

Михаил Гаевский, эксперт по ЖКХ: «Все зависит от руководства предприятия самого, потом, если это предприятие коммунальной собственности, то оно напрямую зависит от органов местного самоуправления, то есть, от мэра. Если там прозрачно, и все делается в рамках законодательства, такое предприятие убыточным быть не может, априори. Оно будет приносить прибыль, потому что за рубежом эти предприятия приравниваются к предприятиям торговли».

Но далеко не все харьковские КП – монополисты, которые предоставляют стратегические для жизнеобеспечения города услуги. В качестве коммунального предприятия, несмотря на развитый рынок охранных услуг, мэрией создана собственная структура, которая прославилась среди горожан своими репрессивными мерами. Целый ряд КП выступают посредниками между обществом и департаментами и собирают деньги с харьковчан за многочисленные справки. Кроме этого, еще часть созданных КП производит товары, такие как столярные изделия, стройматериалы или будет производить окна, которые можно купить на рынке по более низкой цене. Правда, руководители предприятий, которые созданы за бюджетные деньги и реализуют свою продукцию также бюджетным учреждениям, завышенные цены объясняют повышенным качеством.

Иван Попович, куратор КП по производству стройматериалов: «По цене там – одна-две гривны. – У вас больше или у них? – У нас будет чуть-чуть больше».

При этом честная конкуренция, утверждают предприниматели, с КП почти невозможна. С одной стороны на бизнес с помощью предоставления разрешающих документов давят представители власти (такой конфликт возник, например, в ритуальном бизнесе, когда из 15 частных фирм осталось четыре) так и законодатели. Юристы объясняют: у коммунальных предприятий действительно особое положение, ведь их продукцию основатель, а это органы самоуправления, покупает без тендера, а потому цена и качество принимаются по своему усмотрению. К тому же, говорит юрист Василий Билоус, новые поправки к закону «О государственных закупках» позволяет и самим КП закупать продукцию без тендеров.

Василий Билоус, кандидат юридических наук: «Будь-яке комунальне підприємство сьогодні, не проводячи тендеру, може закуповувати за будь-якою ціною, в тому числі яка містить в собі корупційну складову, так звані відкати, й суспільство при цьому, згідно змін, яких зазнав закон «Про здійснення державних закупівель», воно позбавлене інформації».

Таким образом, говорят эксперты, фактически узаконивается система откатов и перевод через фиктивные фирмы в наличные бюджетных денег, которые закладываются в разницу между реальной и названной коммунальным предприятием, ценой.

Тарас Данько, экономист: «Виходячи з розуміння того, що й та і й та сторона є адекватною, є, звичайно, найпершим економічне припущення, що є заангажованість той, чи іншої сторони. Дивимось на ринкову ціну, дивимось на ціну, по якій відбувся контракт, і на якість того, що за цим контрактом надано й після цього можемо зрозуміти, хто на цьому отримав якийсь доход».

А при условии декриминализации некоторых экономических статей Уголовного кодекса, говорят юристы, Харьков может ожидать появление коммунальных предприятий во всех ветвях бизнеса и тотальное распространение лавочек по цене автомобиля.

Светлана Сирык, Марина Николаева

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше