Работая таксистом, Вячеслав попал в ДТП – в его Жигули врезалась Тойота. Воспользоваться европротоколом участники аварии не захотели, вызвали ГАИшников и страховщиков, заполнили кучу документов и стали ждать выплаты возмещения. Прошло полгода, а денег за поврежденную машину Вячеслав так и не получил.
Вячеслав, стаж вождения 25 лет:
Когда я обратился к ним – они мне опять: “Нам никаких копий не давали – давайте собирайте все по-новой”. Пришлось собирать все по-новой. Собрал – опять ждите!
Мужчина не скрывает – теперь в случае неприятностей пытается все решить непосредственно с участником ДТП, мол, была бы его воля – вообще бы не страховался.
Вячеслав, стаж вождения 25 лет:
То, что мне заплатили – это скажем так … слезы!
Теперь же страховые компании станут более надежными, говорят юристы. Резервный фонд фирмы увеличивается до 500 тысяч евро, что гарантирует гражданам более стабильные выплаты. Кроме того, согласно закону “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”, за который парламентарии проголосовали в конце лета – сумму за ремонт машины в ДТП без пострадавших владелец сможет получить в полном объеме.
Сергей Бережной, директор Департамента по страхованию компании “Лемма”:
Если пострадавший сам отремонтировал свой автомобиль – он получит сумму возмещения от страховой компании без учета НДС. Если же он предоставит документы, подтверждающие, что ремонт осуществлялся на СТО, и там в счете есть отдельно выделена НДС, то получит возмещение с учетом НДС.
Некоторые изменения уже вступили в силу в ноябре, некоторые заработают с 5 февраля 2013, говорят юристы. Главное, что теперь пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях в любом случае не останутся без возмещения убытков. Раньше – как только речь заходила о выплате средств из-за вреда здоровью – у граждан возникали немалые споры со страховщиками, говорит юрист Денис Журавель. Ведь пострадавшие не могли предоставить страховщикам документ, который бы отражал сумму реальных расходов на лекарства и услуги врачей.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба:
У нас же официально медицина бесплатная, поэтому государственные коммунальные лечебные учреждения не выдают никаких чеков и квитанций, которые подтверждают расходы, которые человек практически несет
Теперь же пострадавшим будет достаточно предоставить больничный лист, подтверждают страховщики, и человек гарантированно получит возмещение, сумма которого прописана в законе.
Сергей Бережной, директор Департамента по страхованию компании “Лемма”:
Если рассчитывать минимальное возмещение, которое человек может получить даже не имея подтверждающих документов находясь в больнице – то это будет рассчитывается по формуле – 1/30 минимальной зарплаты в день на момент, когда он находится в больнице. Если взять цифры после 1 декабря – то это будет 37 грн 80 коп в день.
Прописана и четкая сумма возмещений пострадавшим, которые в результате аварии получили инвалидность, добавляет Бережной. При 1-й группе – это 36 минимальных зарплат – почти 41 тысяча гривен, при 2-й – 20 тысяч, при 3-й – почти 15. В случае летального исхода родные погибшего получат 40 тысяч грн. Установлен лимит и на выплату морального ущерба – 5% от суммы страховой выплаты, ранее же деньги можно было получить только по решению суда, говорят страховщики. Изменения произошли и в оформлении страховки – при регистрации авто покупать полис не обязательно, да и оформлять автогражданку теперь нужно не на водителя, а на транспортное средство. За отсутствие полиса предусмотрен штраф до 850 грн, говорят юристы. Однако спросить его наличие гаишники имеют право только в том случае, если водитель нарушил правила дорожного движения или попал в ДТП.
Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба:
Просто проводить какие-то спецоперации по остановке транспортного средства и выявлению водителей, которые едут без страховки – гаишники не имеют права, однако люди должны понимать, что это нужно не гаишнику, это нужно им самим, чтоб в случае чего за их ошибки платила страховая.
Как будут работать нововведения покажет время, говорят как юристы так и страховщики. А вот о европротоколе, который ввели в Украине более года назад – страховщики могут уже сказать – он не прижился. При отсутствии пострадавших договориться на месте могут менее 1% участников аварии.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”