Харьковчанин, экономист по образованию, Роман Семенуха до того, как прийти в парламент, работал в сфере телекоммуникаций – очень закономерно для Харькова, претендующего на статус украинской IT-столицы. Возглавив областную парторганизацию «Самопомочі», он утверждает о том, что принцип “моя хата скраю” на местных выборах этой осенью будет неактуален.
До парламента Вы занимались бизнесом. Почему для старта политической карьеры была выбрана партия «Самопоміч»?
В Украине в принципе нет политических партий – это просто политические проекты конкретных инвесторов. Существует 5-7 семей – иногда их называют олигархами, иногда финансово-промышленными группами, ФПГ. Именно они являются акционерами политических партий – одной, а иногда сразу нескольких. Эти акционеры сидят либо в Верховной Раде, либо вне ее, поскольку последнее время сидеть в ней уже не так модно, и каждый управляет своим проектом. А так называемые известные политики – это люди, мигрирующие из одной партии в другую. Я бы вообще запретил занимать серьезные государственные должности тем политикам, которые активно «трудились» над развалом страны до 2014 года. В том, что у нас произошло в стране, виноват не только Янукович с командой…
Программа «Самопомочі» наиболее точно отображала то, что я переживал со своими единомышленниками на момент «революции достоинства» и в начале войны. Встретившись с этими людьми, я понял, что смогу связать с ними какую-то часть своей жизни. Я пришел в парламент беспартийным, но месяца три назад принял решение вступить в партию. Время, проведенное в Верховной Раде лишь подтвердило мои ожидания от «Самопомочі», и это был абсолютно естественный шаг. Сегодня я возглавляю в Харькове областную партийную организацию.
Что нужно знать о «Самопомочі» рядовому харьковчанину?
«Самопоміч» – первая фракция в ВР, которая не голосует за деньги, распределяемые лидером фракции, откаты, дожности и так далее У нас нет бывших чиновников, народных депутатов или «людей со скандальным прошлым».
Парламент – это колоссальный положительный опыт, который мы будем использовать на местах. В списках «Самопомочі» на местных выборах тоже не будет «бывших». Вы увидите состоявшихся людей, которые сделали себя сами: из бизнеса, науки, культуры, образования, медицины. Это также будут волонтеры и люди, которые воевали. Это люди другой формации.
Мы хотим показать другое качество людей, которые должны работать в горсовете. Сегодня же– это какой-то суррогат, анклав детей и племянников богатых людей города, часть из которых даже не удосужилась прийти хотя бы на одну сессию. Это ненормально. Мы должны показать открытость в городском совете. Ведь это основной представительский орган территориальной громады, который должен осуществлять жизнедеятельность харьковчан.
Вас можно считать единомышленниками Андрея Садового. Какие проекты, уже успешно работающие во Львове, можно воплотить здесь?
Львов стал пилотным городом по многим электронным услугам. Например, запущен проект «Прозрачный бюджет» – можно, зайдя на сайт, в режиме реального времени увидеть, куда и на что идут средства горисполкома.
Не выходя из дома, житель Львова может через интернет заказать и получить необходимую справку или административные услуги, за которыми в Харькове сейчас нужно часами стоять в очереди. Так работает весь цивилизованный мир – разумеется, мы будем перенимать этот опыт.
Какие бы решения можно было бы принять в ВР, если бы у «Самопомочі» в парламенте было большинство голосов?
В принципе, достаточно было бы 100-110 депутатов – это та критическая масса, которая может проводить решения через парламент. Исторический пример: в 91-м году коммунисты составляли большинство, фракция «Народная рада» – меньшинство. Тем не менее, был принят акт независимости Украины и другие решения, определившие дальнейшую судьбу страны.
Что можно было бы изменить? Первое – это судебная реформа. Я уверен, что если бы у «Самопомочі» было бы 110 человек в парламенте, законопроекты по реформе судебной системы были бы совершенно другого качества. А без этого невозможны никакие другие изменения – ведь справедливый суд – основа государства. Сейчас это наиболее коррумпированная и закостенелая система, раковая опухоль, метастазы которой заразили и все остальные сферы.
Уверен, что можно было бы провести избирательную реформу, как это записано в коалиционном соглашении. Верховная Рада уже могла ввести открытые списки на выборах как в местные советы, так и в парламент. Стране нужно избавляться от таких явлений как распродажа мест в партийных списках подкуп избирателей.
Наконец, уже сегодня была бы другая система налогообложения. Мы бы пошли на дерегуляцию, колоссальное изменение ставок многих налогов, поддержали бы введение второго уровня пенсионного обеспечения – так называемой накопительной системы. Ведь солидарная пенсионная система – это атавизм, который ставит пенсионера в рабскую зависимость от власти. Человек должен иметь право самостоятельно решать, каким образом обеспечивать себя в старости. Запустив второй уровень пенсионного обеспечения, мы разовьем и третий – частный. У государства сегодня нет политической воли на это решение, от которого зависит судьба миллионов наших граждан.
Что можно было бы сделать в Харьковском городском совете?
Первое, что необходимо Харькову – бюджетная децентрализация. И я надеюсь, она произойдет.
Харьковская область сейчас – одна из немногих, которая не является дотационной. Мы собираем для Украины больше налогов, чем получаем бюджетных средств. Как только мы получим реальную возможность оставлять себе большую часть налогов, Харьков абсолютно заслуженно станет опять вторым городом Украины. Это дает колоссальные возможности: мы сможем инвестировать в инфраструктурные проекты, провести модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и транспортную инфраструктуру, запустить программы энергосбережения города.
Нужно вернуть Харькову статус интеллектуального центра: это город науки и образования, город IT-бизнеса. У нас есть шикарные аэропорт и метрополитен, огромное количество бизнес-центров, в Харькове больше всего студентов. У нас относительно недорогая земля, относительно недорогая недвижимость. Если нам удастся создать условия для высокотехнологичного бизнеса, вместе с областью запустить все промышленные предприятия, загрузить их заказами, я думаю, что Харьков имеет хорошие перспективы вернуть себе статус второго города страны.
Но нужно понимать, что когда территориальная громада делегирует свое право представительскому органу – городскому совету, это большая ответственность. Следующий городской совет, который получит полномочия, которых сейчас объективно нет – как он этим распорядится?
Вы знаете, что за 4,5 года депутатским корпусом Харьковского городского совета отправлен только ОДИН (!) запрос. Киевский горсовет за этот же период сделал 800 запросов. Понятно, что это лишь один из инструментов, которым должен пользоваться депутат городского совета. Но это сухие цифры, которые говорят о компетентности совета.
Депутат должен заниматься своей непосредственной работой: осуществлять прием граждан, быть коммуникатором между проблемами своих избирателей и исполнительными органами, писать обращения, проводить встречи, заниматься решением проблем. Люди сегодня реально из 100 депутатов горсовета в лучшем случае знают 15. Наш горсовет – такой себе псевдоэлитный клуб, куда трудоустраивают своих племянников, детей, младших братьев. Нужно прекращать этот цирк.
А вот это уже – ответственность громады. Да-да, не только депутаты, но и сама громада должна нести ответственность за то, что в происходит в Харькове.
Принципы “моя хата скраю” или “мы их выбрали – пусть и отвечают” – уже не работают. Пока харьковчане не осознают свои общие интересы, своей ответственности за отданный на выборах голос, не прекратят голосовать за продуктовые пайки или по указке начальства – ничего не изменится. Ни в городе, ни в стране.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”