Вместе с ними будут действовать и электронные карточки, а вот последнего «железного кассира» по продаже жетонов уже сегодня планируют убрать со станции.
Новую систему оплаты проезда демонстрируют на станции метро «Исторический музей». Как работает автоматическая билетная касса, харьковчанам объясняют работницы метрополитена.
«Подождите, сейчас талончик отсюда заберете, а потом еще, забирайте, сейчас засветится – давайте».
Автоматы принимают купюры в 1, 2 и 5 гривен и по 50 копеек. Выдают сдачу и билет, который действителен только на протяжении суток, поэтому запасаться проездными нет смысла. Устройства для приема разового билета – на бывшем месте для жетонов.
«Девушка, проходите сюда, зелененький загорается».
Пока одни овладевают новой системой, пассажиры с жетонами в руках бегают, не зная, куда деться. Для них оставили только 2 крайних турникета.
Людмила: «Это что один сделали автомат – это очень плохо, это никуда не годится, что такое столпотворение людей, это никуда не годится, это бардак».
Виктория: «Не сразу, конечно, но девушка там красивая стоит, сразу объяснила, все в порядке. – В очереди стоять пришлось? – Немножко, два человека было, но это секунды, это не имеет значения».
Алеся: «Во-первых, быстро и не надо кнопки нажимать, деньги раньше вносили и нужно было ждать, пока кнопку нажать, тогда автомат не работал, сейчас более функционально, особенно, когда спешишь на работу или на учебу, плюс еще талоны – без жетонов лучше».
Карина: «Я думаю, удобнее только хотя бы потому, что дают сдачу, не будет вопросов по поводу сдачи».
Олег: «Мне удобнее с жетонами, потому что комфортнее так, наберешь сразу пачечку и ходишь спокойно, в очередях не стоишь, не ждешь, билет же только на одну поездку и все, каждый раз стоять в очереди, чтобы взять билет, а жетоны были проще, удобнее».
Постоянным пассажирам подземки за 10 гривен предлагают приобрести карточку. В будущем, говорят, их можно будет использовать во всех видах транспорта, и даже рассчитываться за коммунальные услуги. Обменять на новую карточку бесплатно можно и те, которыми пассажиры пользуются сейчас. Вообще остановить продажу жетонов в подземке планируют до середины мая.
Сергей Карпенко, главный инженер метрополитена: «Жетоны будут приниматься в метрополитене до те пор, пока они есть на руках у наших пассажиров, продавать жетоны на станции метро «Исторический музей» перестанут прямо сегодня, а на остальных станциях – по мере включения касс по продаже билетов».
Автоматы, которые полностью заменили кассиров, в сентябре 2009-го торжественно презентовали при участии мэра, тогда еще Михаила Добкина. Руководство подземки рассказывало о немалом экономическом эффекте от “ноу-хау”.
Сергей Мусеев, начальник метрополитена (архив от 09.09.2009): «Автоматизация во всём мире приводит к прямым экономическим эффектам. Посчитали – если мы отказываемся от этого по позициям и переходим к автоматизации, мы получаем + 15 миллионов».
Сегодня первым покупает билет другой мэр – Геннадий Кернес и сразу же рассказывает о недостатках существующей системы оплаты за проезд. Только за аренду “железных кассиров” подземка платит около 12-ти миллионов гривен, в общем же на изготовление, пересчет и обслуживание автоматов по выдаче жетонов тратят свыше 25-ти миллионов гривен в год. Сэкономить же планируют около 20-ти миллионов, средства пойдут на модернизацию предприятия, а вот на стоимость проезда нововведения не повлияют.
Геннадий Кернес, мэр Харькова: «Вы знаете, что цена на проезд – 2 гривны и никаких решений по увеличению тарифа проезда в метрополитене нет и не будет, наоборот, данная система дает возможность экономии для метрополитена и эти суммы исчисляются миллионами гривен».
Очередное “ноу-хау” обошлось в почти 30 миллионов гривен – 18 миллионов на автоматы по продаже билетов и устройства по считыванию их штрих кодов и около 12-ти миллионов гривен – на программное обеспечение для системы. Окупятся затраты, обещают чиновники, за год и 2 месяца.
Анна Черемнова
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”