Ноу-хау избирательного процесса – видеонаблюдение на участках, по мнению властей, должно работать на прозрачность выборов. Однако, все может быть наоборот. Видеонаблюдение может быть скрытой специфичной психологической технологией давления на избирателей.
Именно на этих крошек власти возлагают ответственность за прозрачность голосования. На протяжении двенадцати часов, пока будет идти волеизъявление, они должны транслировать информацию онлайн, а потом еще и записывать ночную работу комиссии. Охранять их должны правоохранители, присматривать наблюдатели, отвечать члены комиссии. В 174 ОИК, в самом центре города, с микротехникой почти разобрались. Проблема лишь в том, что фирма-поставщик не своевременно отвечает на вопросы, которые возникают в ходе наладки.
Игорь Кривенко, секретарь ОИК № 174:
Камеры установлены, прошло тестирование, но есть отдельные замечания по работе камер – то ли не то место, не так достаточно показано место, где установлено. Беда в том, что фирма, которая устанавливала камеры, ну часто недоступны ее эти сервисные службы.
В обладминистрации не видят в этом препятствий для их работы в день выборов. Губернатор отчитывается, что выполнены все работы, связанные с подготовкой избирательных участков в день голосования. А тот факт, что 40 участков в области, из-за отсутствия технической возможности, не будут транслировать картинку в интернет, по мнению Михаила Добкина, не будет способствовать фальсификациям – вся информация будет записываться на жесткий диск. Хотя, по мнению экспертов, на волеизъявление может повлиять само наличие камер, и это, в первую очередь на руку власти. Пока одни настаивают на том, что видеонаблюдение непосредственно в кабинах невозможно, и нововведение позволит избежать фальсификаций, другие уверяют, что многие избиратели наличие веб-глаз воспримут иначе. И именно поэтому власти решили израсходовать на этот проект почти миллиард гривен.
Александр Романюк, политолог:
Есть определенные слои населения, в селах это забитое население, системообразующие города им и раньше говорили, начальник говорит, вы смотрите голосуйте за Партию регионов, я буду знать кто за что голосовал! А теперь еще как бы подтверждение – видеокамеры стоят, еще больше нагнетание, еще больше будет работать этот страх, работать на партию регионов, на власть.
Валерий Рубан, политолог:
Тот гражданин, который решится пойти на какую-либо фальсификацию, он трижды подумает, потому что он понимает, что если его поймают на этой фальсификации, он будет зафиксирован на камеры видеонаблюдения, ему придется отвечать по закону, а там до 5 лет за любые махинации, связанные с фальсификацией избирательного процесса. А что касается рядового, нормального, честного гражданина, он спокойно придет. Он же заходит в кабинку для голосования, где камеры не присутствуют!
Представители общественности наоборот разделяют точку зрения пессимистов. Ведь в России, где эта система была введена во время последних выборов Президента и откуда технику доставили в Украину, камеры зафиксировали многочисленные правонарушения -неожиданные волны желающих проголосовать, выдача бюллетеней лицам без документов, вброс их пачками и т.д.. Но большинство заявлений оппозиции о фальсификации было проигнорировано при подсчете голосов.
Виктория Шевчук, координатор ВОО “ОПОРА”:
В России они не то, что не помогли, это была просто демонстрация безнаказанности избирательных комиссий. Ее просто показали на всю страну. Я думаю, что это имело, скажем так, усугубляющее влияние. Просто все население увидело, что в стране полный произвол и власть формируется методами, независимыми от населения.
Сомнений, говорят эксперты, может добавить и тот факт, что в восемь вечера онлайн трансляция будет прекращена. И вопрос, хватит ли в комиссиях и среди надзирателей профессиональных и неравнодушных людей, чтобы проконтролировать не только подсчет голосов, но и качество видеосъемки этого процесса.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”