Курбас приехал в Харьков со своим Березилем уже в зените славы, он делал экспериментальный театр, отвергая традиционный для того времени актерский реализм. Однако в пролетарском Харькове первые спектакли Леся Курбаса не пользовались популярностью, рабочая публика не понимала революционные и новаторские идеи режиссера. Сегодня в репертуаре Харьковского театра имени Шевченко нет ни одного спектакля поставленного Курбасом, хотя все сценарии тех лет хранятся в музее, в особых зеленых папках, но ни актеры, ни режиссеры в них не заглядывают, только изредка приходят студенты и искусствоведы.
Степан Пасечник художественный руководитель Харьковского театр им. Шевченко
“ Те строчки Курбасового гимна, манифеста ”Я выбираю Березиль, он ломает все старое, пробивает новое” этот код, он на сегодняшний день в театре работает.”
Один из экспонатов музея портрет Леся Курбаса в волнах Белого моря, его автор – заслуженный художник Григорий Батый написал его под впечатлением от услышанной легенды, что политзаключенных Соловецкого лагеря особого назначения в 1937 погрузили на баржу, расстреляли, а потом утопили в море.
Нина Медведева хранитель музея театра им. Шевченко
“ Под впечатлением этой легенды он нарисовал эту картину, что Курбас выходит из волн моря, он же бессмертный, такие люди как Курбас не умирают, их души остаются.”
Театр, в том виде, как он был при Курбасе практически не сохранился, но уцелела знаменитая курбасовская железная лестница, во времена великого режиссера ступеньки черного хода всегда были покрыты красным ковром.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”