Посмертные маски присутствуют в традициях многих стран и народов, еще в древнем Египте перед мумификацией с фараонов снимали глиняные посмертные маски, которые потом становились основой золотых изображений. А на территории нынешней Украины еще во втором веке до нашей эры существовал магический обряд изготовления глиняных масок на основе оголенных черепов. Сегодня сохранить память о человеке помогают современные технические средства, и тем не менее посмертные маски великих людей это особый вид искусства, ценность которому придают не мастерство скульптора, а личность человека. Хотя , как признают специалисты, посмертные маски искажают представление о человеке, смерть накладывает свой отпечаток на лица. В посмертной маске Александра Блока его невозможно узнать, настолько страдания изменили его лицо перед смертью.
Антон Перерва, писатель, зам. дир. литературного музея
“ Он свободный был, он писал как дышал, а тут он вынужден был приспосабливаться к этой революционной эпохе, брутальная жизнь его окружала, это человек благородный, дворянской крови, он не мог, он и погиб, страдания на его посмертной маске видны, они изменили его.”
В экспозиции представлены 25 слепков, каждый сопровождает портрет при жизни и строчки воспоминаний современников, а также неоднозначные заключения автора коллекции Павла Глобы, который пытается толковать по слепкам характер знаменитых людей, и чаще всего рисует их как потенциальных насильников, тиранов и деспотов.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”