Эффективное обращение с энергоресурсами есть важной составляющей долгосрочного успеха любого государства. В случае с традиционной зависимостью Украины от внешних поставок, этот фактор обретает дополнительный вес. Иными словами, без существенного повышения уровня энергоэффективности сложно рассчитывать на энергетическую независимость и построение современной экономики. К сожалению, общественность далеко не в полной мере осознает эти факторы.
Об этом рассказывают эксперты центра исследований армии, конверсии и разоружения Павел Кост и Игорь Федык.
Статистические данные Международного энергетического агентства (IEA) не оставляют никаких сомнений: показатели уровня энергоемкости украинской экономики в три раза выше немецкой и в два с половиной раза выше польских показателей. Это означает, что для производства той же величины ВВП, Украина потребляет в три и в два с половиной раза больше энергоносителей, чем Германия и Польша, соответственно. Другой пример – как так, что «кризисная» Украина потребляет больше газа, чем, к примеру, высокоразвитая Франция? Или почему только украинское население потребляет столько же газа, как вся польская экономика? При сохранении столь неэффективной схемы использования энергоресурсов, Украина не сможет нормально развиваться, уже сейчас можно сделать предварительный вывод о незначительном улучшении уровня энергоэффективности в Украине. На фоне удорожания цен на энергоносители часть потребителей автоматически начала обходиться с ними более рационально. Однако этот фактор имеет лишь краткосрочное значение и не решает проблемы окончательно.
Киев в последнее время демонстрирует незаурядные усилия по достижению успеха в этом плане, представляя программы, планы действий и серьезность намерений. В новых документах упор делается на стимулирование государством энергоэффективных мероприятий, а не на их проведении. Также согласно ожиданиям официального Киева, наибольший потенциал к сокращению энергопотребления имеет население (почти 50%). Именно поэтому эта часть потребителей является приоритетной в процессе повышения уровня энергоэффективности Украины.
Что нужно делать?
Меры, которые необходимо проводить, можно разделить на условные четыре группы, которые тесно связаны между собой. Первая имеет краткосрочное значение и касается тех мер, которые нужно применять «здесь и сейчас». В основном, это борьба с вредными привычками граждан, которые, как правило, не осознают негативного влияния тех или иных действий. Соответствующих рекомендаций очень много, и здесь не хватит места, чтобы все просчитать. Речь идет о необходимости перекрывать воду, когда она не нужна (например, во время чистки зубов), ремонт протекающих крана или унитаза, использование душа вместо ванны, выключение света, когда никого нет в помещении, использование ЛЕД-ламп и тому подобное. Также стоит помнить о банальной заклейке окон и входных дверей в осенне-зимний период и о том, чтобы не заставлять радиаторы тепла мебелью или шторами, избегать проветривания помещений при включенных радиаторах.
Вторая группа мер связана с необходимостью обустройства всех домохозяйств приборами учета. Счетчики на электроэнергию, газ, воду и тепло – это один из абсолютных фундаментов эффективного использования энергоресурсов. Основной целью этого является платить только за фактически потребленные объемы энергоресурсов. Также присутствие приборов учета является мотивирующим фактором к сбережениям. Причем установка счетчиков тепла должна идти в паре с установлением регуляторов на радиаторы. Безусловно, установление всех этих приборов связано с немалыми средствами, которые не каждый может себе позволить. Однако, следует помнить, что простые расчеты затрат и ожидаемых сбережений однозначно указывают на быструю окупаемость вложенных в счетчики ресурсов.
Третья группа мер имеет более долгосрочный характер. Она касается необходимости проведения серьезных мер по утеплению домов. Речь идет об ограждающих конструкциях, то есть стенах, фундаментах, потолках, полах.
Наконец, последний – четвертый – уровень энергосберегающих мероприятий связан с переходом на альтернативные источники энергии. Это, например, замена газового котла на котел, работающий на твердом топливе. Однако, следует отметить, что в этом случае ситуация каждого потребителя имеет более индивидуальные различия, чем в случае предыдущих групп мероприятий. Если три предыдущих типа мероприятий фактически универсальны и не имеют альтернативы, то введение других источников энергии не должно быть необходимым. Поскольку удачное проведение названных выше мероприятий, как правило, достаточно для значительного улучшения эффективности в потреблении энергоресурсов.
О кредитах и субсидиях или откуда взять средства
Ключевой вопрос: откуда брать средства на такие инвестиции? В первую очередь, не стоит ждать подарков от государства или того, что оно сделает что-то за граждан. Основное финансовое бремя инвестиций ложится на граждан, и именно они должны проявить инициативу. А государство может только увеличить окно возможностей и свободу действий жителей.
Так, окном возможностей можно считать запущенную систему «теплых» кредитов. Два государственных банка – Укргазбанк и Ощадбанк – предлагают систему кредитов на реализацию энергосберегающих целей. К ним относятся, например, утепление стен домов, замена окон, замена котлов. Причем государство готово компенсировать от 20 до 70% стоимости кредита – в зависимости от купленного оборудования или материалов (однако, сумма компенсации не может превышать 14 тыс. грн.). Также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) совместно с УкрСиббанком и ОТП банком запустили похожую программу общей стоимостью в 90 млн. евро. Эти финучреждения возвращают до 20% суммы кредита (в случае ОСББ – от 25 до 35%).
По состоянию на середину июня, граждане получили кредитов на сумму 1,8 млрд. гривен, причем рекорд активности наблюдается начиная с мая этого года. Это не может не радовать, однако, сумма инвестиций благодаря кредитам не сильно впечатляет. Тем более, на фоне других данных.
Речь идет о субсидиях для граждан на оплату ЖКУ. Безусловно, на фоне обнищания населения с одной стороны, и повышения тарифов с другой, субсидии является необходимым инструментом амортизации. Но сомнения вызывает способ их реализации, особенно на фоне кредитования граждан. Во-первых, расходы на субсидии в разы превышают расходы на энергоэффективность. Если в этом году на субсидии выделено около 40 млрд. грн., то на «теплые» кредиты только 3,8 млрд. Согласитесь, пропорции достаточно красноречивы.
Во-вторых, по официальным данным среди кредиторов получатели субсидий составляют всего-навсего 0,8%. Конечно, можно предполагать и надеяться на то, что сэкономленные благодаря субсидиям средства граждане тратят на утепление, но вряд ли такие предположения имеют под собой твердые основания. В итоге имеем ситуацию, когда государство с одной стороны много говорит об энергоэффективности, а с другой – запускает систему субсидий в форме, которая убивает потенциальную готовность граждан к внедрению энергосберегающих технологий. Рядового гражданина, который получает субсидии, устраивает ситуация, когда государство доплачивает к его счету за ЖКУ. Но это консервирует архаичную систему, в которой энергия используется нерационально. Нет сомнения, что текущая схема выплат субсидий должна быть скорректирована путем постепенного выделения больших ресурсов на энергосбережение. Официальные лица дают понять, что они осознают этот расклад, но пока не видно даже концепции, каким образом система субсидий будет меняться.
Наконец, дополнительным элементом энергосберегающих мероприятий должна стать информационная кампания. Нужно отдать должное властям, – невооруженным глазом заметны сдвиги в этом плане. Проводятся встречи с гражданами по всей территории Украины, организованы презентации социальных реклам на телевидении или радио, и собственно чиновники чаще поднимают эти темы публично.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”