Особенности чрезвычайного положения: что и как может ограничить власть

Автор АТН

У Президента Украины нет законных поводов для введения чрезвычайного положения во вторник, на внеочередной сессии парламента. Ведь он должен не просто объявить о введение особого режима, но и пройти определенную процедуру. По закону, рекомендации по введению ЧП Президент должен получить от СНБО, после в обязательном порядке обратиться к народу через средства массовой информации, предупредить их о введении чрезвычайного положения и дать конкретный срок участникам тех же массовых беспорядков прекратить свои действия. Только тогда указ Президента должна утвердить Верховная Рада, после чего он вступит в силу. Вводить чрезвычайное положения без обращения к народу Президент может только в том случае, если жизням и правам граждан угрожает непосредственная опасность.
 
Федор Вениславский, эксперт Конституционного права
 
На данный момент говорить о том, что есть основания для введения правового режима без предварительного обращения к народу через СМИ, я не могу. Опять же должен, по большому счету быть соблюден данный порядок, указанный в законе.

 
Более того, говорит юрист, сами поводы для введения чрезвычайного положения в Украине сомнительны. Из всех перечисленных в законе причин, можно основываться либо на пункте -“массовые беспорядки”, которые сопровождаются насилием над гражданами ограничивают их права и свободы, что не до конца соответствует истине. Либо на пункте -“попытка захвата государственной власти и смены конституционного строя путем насилия”. Однако, что именно считать такой попыткой в законе не прописано.
 
Федор Вениславский, эксперт Конституционного права
 
Четкого правового определения, какие именно действия  попадают под данное основание введения черезвычайного режима, нет. Поэтому это все является предметом оценочных выводов, тех, кто будет рекомендовать Президенту ввести правовой режим чрезвычайного положения.

 
Точно также в законе четко не прописано, какие именно ограничения в связи с введением чрезвычайного положения будут предприняты. В законе говорится, что может быть введен комендантский час, цензура, ограничена свобода передвижения и связь. Однако насколько – документ не говорит. Дело в том, что закон о ЧП в Украине был принят еще в 92-году, когда негосударственные СМИ, мобильная связь и интернет не были так развиты. “Вырубить” в стране интернет и мобильную связь, а следовательно и частные медиа,  говорят специалисты, значит создать общенациональный коллапс – не сможет работать банковская, налоговая система; усложнятся вызовы экстренных служб – ведь многие отказались от стационарных телефонов,  коммуникация между предприятиями. Поэтому, считают специалисты, власть скорее всего пойдет на отключение конкретных сайтов, в первую очередь социальных сетей и независимых СМИ, чтобы свести к минимуму информационное общение между участниками протестов.
 
Андрей Шкарлат, программист
 
Провайдеру это каким-то образом сообщается. Выходы для этого у власти есть. Сообщается о том, что нужно заблокировать IP-адреса. Он прописывает правила маршрутизатора и блокируется, пользователям будут выдаваться заглушки скорее всего

 
При этом сложно представить, какой механизм может задействовать власть, чтобы довести информацию для всех участников коммуникационного сообщества, какая армия людей ей понадобится, чтобы контролировать эти процессы, и кому будет поручено контролировать существование чрезвычайного положения, ведь оно может быть введено на 30 дней. Ведь ЧП еще никогда не вводилось в Украине – да и вообще это нонсенс для демократических стран. Более того, само наличие президентского указа не объявляет Майдан вне закона, как и другие, в том числе последующие акции протеста – их должны еще запретить суды.
 
Федор Вениславский, эксперт Конституционного права
 
По закону о правовом режиме чрезвычайного положение предусмотрено, что для проведения могут быть запрещенным массовые мероприятия. Но в законе есть четкое указание, кроме тех, запрет которых может осуществляться только судом. А по статье 39 Конституции Украины любые массовые мероприятия должны быть запрещены только судом. То есть запретить массовые мероприятия только указом Президента просто невозможно.

 
Поэтому, говорят эксперты, само объявление чрезвычайного положения не гарантирует того, что массовые протесты в Украине прекратятся. А силовой сценарий приведет только к большим жертвам, эскалации конфликта и изоляции Украины.
 

Особенности чрезвычайного положения: что и как может ограничить власть 1Особенности чрезвычайного положения: что и как может ограничить власть 3

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше