Реформа органов прокуратуры в Украине: есть реальные достижения. Мнение эксперта

Автор АТН

Слово «реформа» стало одной из наиболее употребляемых лексем, которыми властные и провластные информресурсы обдувают мозги граждан. По замыслу, это должно заставить украинский «еще немного потерпеть», поскольку изменения к лучшему если еще не начались, то вроде как вот-вот начнутся – потерпите и еще, мы уже реформируем.

Такое мнение выразил эксперт  центра исследований армии, конверсии и разоружения  Василий Лаптийчук.
По  его  мнению,   чем больше разница в уровне жизни граждан и тех, кто, собственно, «реформирует», то интенсивные информационные волны о «реформах»: ЖКХ, МВД, судебной системы … Результат этих реформ с точки зрения оптимизации функций задекларированных объектов реформирования приблизительно таким, как и в шумной «административной реформы» Януковича. По крайней мере, пока. А «реформа» из уст украинской власти превращается не только на пустое и едва не ругательное слово, но уже приобретает устойчивого негативного значения. Граждане предпочитают «перемен», а не «реформ».
Можно реформировать украинскую прокуратуру? Можно. В конце концов, административную реформу Янукович-Азаров также провели. Все почувствовали улучшение? А авторы – почувствовали. Зная, что и для чего проводят. Просто, их интересы не совпадали с интересами подавляющего большинства украинских граждан. Совпадают интересы нынешней власти с интересами граждан? Если «да», то, в случае определенных (качественных) изменений в системе прокуратуры Украины, есть шанс, что работа ГПУ оптимизируется в конституционных интересах украинского народа. А если «нет», то сформирована еще в девяностые, неизменна олигархическая власть в стране, конечно же, еще больше обезопасит себя от возможных неожиданностей со стороны вечно недовольных граждан. У автора нет никаких иллюзий относительно, в общем, известных целей финансовых и имущественных колонизаторов, контролирующие все ветви власти в Украине, и методов достижения этих целей. Поэтому любая «реформа», которая проводится антагонистической к народу властью, неизбежно приведет к изменениям, которые могут только негативно повлиять на способность граждан реализовать свои законные права и на безопасность государства, включая будущим целой нации.

Пока в ГПУ была только одна формальная существенная реформа – в марте 2012 года было ликвидировано Военную прокуратуру (ОП). Реформа состоялась по просьбе руководства РФ ввиду то, что, в случае неудачи политического аншлюса Россией Украина, планов по военному никто не отменял. Генпрокурор Понтий Пшонка вообще не понимал, зачем ему ОП, а известный всем, кроме СБУ, агент российского ГРУ (и по совместительству – министр обороны Украины) Д.Саламатин с энтузиазмом поддержал идею россиян. Слава Богу, ГПУ снова реформировали – в августе 2014 вернули военную прокуратуру. Теперь мы видим наших военных прокуроров каждый раз, когда расследуются какие-то военные преступления. Хотя они и по не совсем понятным причинам настойчиво маскируются в залах заседаний в полевых мундирах (логично было бы над их головами в зале суда натянуть еще и маскировочную сетку?). Форма одежды для прокуроров, на самом деле имеет большее значение, чем кажется, поэтому этот вопрос тоже требует какого реформирования. К слову, в ФРГ военные прокуроры ходят в суды в штатском.
Компаративистика – изучение методом сравнения. По автора, самое большое наше ГПУ подобно КГБ СССР. В свое время партия власти после преобразования официально правопорушнои советской спецслужбы в аморфную, безвольную, немотивированную и набитую ленивым, трусливым или лакомым до получения неправомерной выгоды, СБУ потребовала в орган надежной защиты от тех же граждан. «Щитом и мечом» воров в законе стали органы прокуратуры. Процесс такого реформирования прокуратуры завершился примерно в конце 90-х, когда вчерашние большевики основном поделили и приватизировали главные производственные и другие прибыльные мощности и требовали природного и мотивированного защиты от тех, кого обворовывали. СБУ – объективно – такая задача была не под силу. Решили карающим и стараясь органом сделать прокуратуру. Прокурор-коммунист М.Потебенько завершил этот процесс тем, что в 1998 году сделал прокуроров – фактически – Военнослужащие, надев их в униформу, как две капли воды похожую на парадных мундиров офицеров КГБ. С погонами, званиями, доплатами и льготами где как в КГБ, но уже не с синими просветами-лампасами, а голубыми, как у летчиков и ВДВ (!). И с эмблемой со щитом и двумя, вместо одного в КГБ, мечами. Пожалуй, один меч традиционно означал – «для власти», а второй – уже и «для себя».
И все же, теоретически, шанс есть. Как представляется, есть три пути реформирования прокуратуры, которые могли бы, если и сразу не изменить ситуацию, то, по крайней мере, начать изменения и указать на следующие целесообразные шаги:
1. Революционный. Полностью передать структуру под управление иностранным гражданам то из Норвегии, Исландии или Канады (напр., Прокурор из США Марта Беш, что вела дело Лазаренко, могла бы быстро войти в курс дел). Детали с языком, гражданством и т.п. можно уточнять.
2. Гибридный. (Для начала) создать в ГПУ отдельное подразделение из новых людей с соответствующим образованием, не имеющие коррумпированных родственников, родственников в бизнесе с доходами неизвестного происхождения или любой другой противозаконной истории. Выделить им жизненно важный участок работы. Нормативно сделать независимым работников от руководства ГПУ, президента и правительства. Их деятельность должна быть под контролем и под защитой какой-то авторитетной международной организации, имеющей возможность почтенного давления на Банковую. Впоследствии, на примере этого отдельного департамента, постепенно такой должна стать вся прокуратура. НАБУ, антикоррупционную прокуратуру, как и ГПУ в нынешнем состоянии, как перспективные не рассматриваю по уважительным причинам.
3. Эволюционный. И экспериментальный. Сначала освободить от ГПУ всех, кто получал больше одной дармовой квартиры (оправдание – не принимаются, потому что все получится “честно” и завершится тем же) в течение службы и чьи финансовые имущественные состояние и состояние родственников не соответствуют легальным доходам (или даже если члены семьи ” й прокурора занимаются бизнесом). Фамилии тех, кто остался, опубликовать для возможных «замечаний» со стороны общественности. Затем, после этих фильтров, предоставить ГПУ новую нормативную базу, где – уже не только на словах – любой прокурор был бы независимым процессуальной персоной доказывал бы все до конца сам, без разрешения или согласований с руководством. Где как государственный эксперт по вопросам тайн, и больше. Предусмотреть строжайшей наказания с лишением жилья (которое должно иметь статус служебного до самой пенсии, а в случае увольнения досрочно – возвращаться в госсобственность) по не только взятку, а за любую попытку незаконных действий, нереагирования на преступление, давления на подчиненных и т.д. . Обеспечить видео- и аудиодокументирования каждого служебного движения прокурора. А в случае несогласия с руководством – принудительно выносить конфликт на суд специальной инспекции. По заключению инспекции – лишать должности начальника, если неправомерно давил, ошибался ли медлил. Руководство должно только обеспечивать условия для работы прокуроров и помогать им как главным процессуальным игрокам и контролировать соблюдение подчиненными законов и ведомственной нормативно-правовой базы. Этот способ является самым дешевым, он не требует ничего особенного, кроме коррекции нормативной базы для «органов». Резко уменьшится количество прокуроров-начальников, а в взяточников исчезнет мотивация становиться руководителями. На тысячу прокуроров достаточно десятка принципиальных правоохранителей, чтобы подорвать всю ту гнилую систему изнутри раз и навсегда. Хотя при этом, конечно, могут возникать аналогии с жизнью-бытием прокуроров на о. Сицилии в фильме «Спрут». Но это уже будет другая история – изменения станут неизбежными и необратимыми.
Вот тогда на юрфак ведущих вузов специализацию «прокуратура» будут брать не детей чиновников-взяточников, а «нормальных» студентов, которым пока эта специальность негласно запрещена еще в университетах. Скорее, даже наоборот: тогда дети взяточников и коррумпированных политиков сами не пойдут «на прокуратуру». И это признак реформы прокуратуры на уровне высших учебных заведений.
На должность же нового, настоящего руководителя ГПУ смело сможет претендовать некий молодой прокурор, найдет Закон Украины Об обороне и не только дочитает его до последней, 20-й статьи, но и сделает соответствующие формализованные выводы, уже предусмотренные действующим законодательством. Потому до привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, преступные действия которых привели к тяжелым последствиям включая потерей суверенитета и территориальной целостности государства, убийства тысяч граждан Украины, реформирования ГПУ невозможно. И пока ГПУ, поскольку сознательно покрывает тяжкие преступления против личности и против государства со стороны высших должностных лиц, сама является частью известного организованной преступной группировки.
А пока реформа «органов» есть и будет обманом для населения с возможными периодическими структурными и кадровыми изменениями в системе на пользу самой власти, которая имеет не только противоположные, но и взаимоисключающие интересы с украинским обществом.
 

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше