Об этом свидетельствуют результаты всеукраинского телефонного опроса «Коррупция в высшей школе», который провел Институт Горшенина с 22 по 28 сентября во всех областных центрах Украины, Киеве и Севастополе.
В то же время данные июньского опроса Института Горшенина о коррупции в средней школе свидетельствуют о том, что подарки школьным учителям и руководству считают взяткой лишь 10% украинцев, а большинство родителей (81,8%) относится к этому как к проявлению внимания к школьным педагогам.
Следовательно, заключает институт Горшенина, украинцы лояльно относятся к необходимости дарить подарки, пока их ребенок находится в школьном возрасте, и достаточно неоднозначно расценивают эту же необходимость в контексте вузов.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что дать взятку в вузе для большинства респондентов не является единичным случаем. Часто это приходится делать 10,3% украинцев, а время от времени – 76,1%, и только 11,2% это делают изредка, остальным было тяжело ответить на этот вопрос.
При этом чаще всего инициативу дать взятку проявляют сами родители или студенты (33,1% давали взятку по собственной инициативе, 36,4% – по инициативе старосты или других представителей студенческого самоуправления). Приблизительно каждая пятая взятка (19,3%) дается по инициативе представителей высшего учебного заведения.
В перечне поводов для взятки лидирует вступление в высшее учебное заведение – с этой целью давалось 42,3% взяток. Дальше идут успешная сдача экзаменов и зачетов (24,7% и 11,5% соответственно) и угроза отчисления из вуза – 6,7%, другие поводы – 0,8%, остальным 14% опрошенных было тяжело ответить на этот вопрос.
Комментируя полученные данные, руководитель call-центра Института Горшенина Марина Ткаченко отметила, что коррумпированность высшей школы указывает на то, что “рыночные интересы и академические ценности – вещи, которые плохо сравниваются. Коррумпированность – это главный негативный эффект коммерциализации вузов, обратная сторона рынка образования”.
По мнению эксперта, если существуют образовательные услуги, и они имеют рыночную цену, почему бы не включить в прейскурант лояльность преподавателя, высокие оценки, диплом и ученую степень?
«Отсутствие государственной политики в сфере образования, неопределенность правил игры на рынке, конкурентное давление со стороны коммерческих вузов привели к тому, что даже в «старых» университетах и институтах коррупция стала повседневным элементом и даже не вызывает общественного осуждения», – отметила Марина Ткаченко.
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”