Что будет делать Европа, если Тимошенко осудят? С этого вопроса накануне вечером началась встреча харьковской общественности с послом Евросоюза в Украине Жозе Мануэлем Пинту Тейшейрой. Дипломат, который в силу своей должности избегает резких комментариев, не скрыл – во времена президентства Виктора Януковича, несмотря на задекларированное сближения с ЕС, прозвучало немало тревожных вызовов для украинской демократии. Это и сомнительные результаты местных выборов, и постоянное изменение избирательного законодательства, и замена Конституции судом, и процессы над представителями бывшего правительства. Беспроблемное обсуждение подписания соглашения с Евросоюзом и его дальнейшая ратификация зависят, по мнению посла, не только от отказа от криминальных процессов над руководителями оппозиции, но и от восстановления их в политических правах.
Жозе Тейшейра, посол ЕС в Украине: «Члени ЄС здивовані тим, як в Україні з її прагненнями приєднатися до Євросоюзу, і досі діють деякі кримінальні закони, прийняті у 1927 і 1960 -і роки. Треба знайти легітимне вирішення цієї ситуації. Ми уважно стежимо за процесом і, якщо це законодавство буде застосовано, і Тимошенко та члени її уряду отримають обвинувачувальний вирок, реакція ЄС не забариться і буде досить сильною».
Но политолог Валерий Рубан считает, что на реакцию ЕС нет необходимости обращать особое внимание. Ведь их заявления – лишь временная дань ситуации. По его словам, приговор Тимошенко был ожидаемым, ведь именно ее советники допустили стратегические ошибки в процессе – некорректно вели себя в суде, не просчитали ее задержание, ожидали большей поддержки внутри страны и за ее пределами. Вот и дошло до того, что они не выиграли в политической борьбе, а наоборот, вытолкнули себя с парламентской и президентской гонки. И таким поведением, считает Рубан, Тимошенко лишь подтолкнула Януковича к демонстрации силы.
Валерий Рубан, политолог: «Если бы он поддался давлению, и Тимошенко освободили бы и условно наказали, он бы продемонстрировал свою слабость, как политика. Посмотрите, что сделал Путин в свой первый срок президентства – он посадили Ходорковского. И разгромил «ЮКОС». И всем стало понятно, кто в доме хозяин! Что делает Янукович? Он посадил Тимошенко, в кавычках конечно, но он, фактически, показал, кто в доме хозяин – есть один центр принятия всех решений, Президент, и все! И это – урок для политической элиты, и это – урок для экономической элиты».
Его коллега Александр Романюк наоборот считает, что этот день может стать критическим непосредственно для имиджа Президента, позиций Партии Регионов и стал самым позорным в истории независимой Украины. Говорит, что одновременная негативная реакция на приговор, как из России, так и из ЕС повлечет за собой конкретные действия, самое меньшее – сложности в переговорах. А этого регионалы, у которых есть бизнес за границей, не хотят.
Александр Романюк, политолог: «Однозначно негативная реакция, как в Европе, так и в России. Фактически, эта власть нынешняя окажется в политической изоляции. Уже волнения начались, я думаю, что это будет продолжаться, тем более будет такой позитивный контекст, скоро начнется отопительные сезон, и люди получать плату за тепло, и как раз это может подтолкнуть, быть катализатором».
Политолог Юлия Биденко не считает, что волнения действительно смогут изменить политическую ситуацию в стране – слишком уж украинцы озабочены выживанием, а не политикой. Но, с другой стороны, критика от европейских политиков, по мнению эксперта, повлечет охлаждение отношений, и это уже не удовлетворит рядовых граждан.
Юлия Биденко, политолог: «Європейці вже не розглядають Україну, як партнера, що постійно демократизується. Тому можливо, що Європа буде сприймати Україну лише як сусіда, а ні в якому разі, як потенційного члена. Тим більше, що внутрішні події в Україні: утиск опозиції, свободи слова, він надає європейським політикам козирі для того, щоб перестати малювати розширення Європи на схід. Крім того, в Україні зростають євроінтеграційні цінності серед громадян, орієнтації серед громадян. І чим менше Європа настроєна на зустріч з Україною, тем більше українці прагнуть долучитись до європейського суспільства».
Тем более, говорит политик Анатолий Гриценко, на недовольство украинцев может наложиться и неуверенность в правосудии, и понимание того, что судьба Тимошенко отныне может постигнуть каждого, независимо от политической ориентации и положения в обществе. Левосудием называет нардеп Печерское судилище над главными оппозиционерами страны. И не исключает, что расправиться таким образом в Украине теперь возможно с какими угодно оппонентами или конкурентами.
Анатолий Гриценко, народный депутат: «Будь-кого, особливо, хто належить до справжньої опозиції, хто є загрозою для цієї влади, щоб обмежити в виборчих перегонах, я тут кажу без іронії та сарказму, у нас можуть заарештувати завтра будь-кого, будь-де, за будь-якими надуманими приводами. Це вже видно, як діє ця влада. В нас можуть звільнити будь-кого і за будь-який злочин. Ось таке стало правосуддя – лівосуддя».
Теперь, говорит адвокат, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Аркадий Бущенко, Тимошенко все же должна пройти все ступени украинской судебной системы и только после этого будет иметь возможность обращения к европейскому правосудию. Политические эксперты соглашаются с тем, что приговор экс-премьеру может быть смягчен или даже изменен если не в Апелляционном суде, то в Верховном, в который она сможет подать кассации после рассмотрения дела во второй инстанции. Но для Европейского суда, говорит Бущенко, который и представляет интересы Тимошенко в Страсбурге, у нее сильная позиция.
Аркадий Бущенко, адвокат: «То, что мы наблюдали на что жаловалась и Тимошенко, и ее адвокаты, что им не было предоставлено достаточно времени для того, чтобы изучить материалы дела – это достаточно существенное с точки зрения Европейского суда нарушение и, я думаю, что такие требования будут заявлены. С моей точки зрения здесь еще существенное нарушение статьи 7 Европейской конвенции, т.е. наказание без закона. То, за что ее осудили, (я читал документы обвинения, не знаю приговора, но думаю, что он не сильно отличается) с моей точки зрения там просто нет состава преступления. То есть, ее осудили за те действия, которые по закону не составляют преступления».
Бущенко отмечает, что он лично еще не обсуждал ни с Тимошенко, ни с ее представителями порядок обращения в суд в Страсбурге, но уверен, что выше указанные аргументы будут внимательно и своевременно рассмотрены европейской коллегией.
Марина Николаева, Юрий Котляр
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”