Формула, по которой Украина будет получать газ в 2009 году, по словам специалистов, является общепринятой для Европы. Цена голубого топлива привязана к цене на нефть по универсальному алгоритму: энергетики рассчитали, что c баррели нефти можно получить тепла в шесть раз больше, чем от тысячи кубов газа. Легкость добычи голубого топлива и его транспортировки уменьшает коэффициент от шести до четырёх-пяти. Он умножается на цену нефти, которая была полгода назад, – и стоимость газа на квартал известна. Через три месяца процедура повторяется. Однако существование общеевропейской формулы на расчет цены газа не означает существования общеевропейской цены, которой апеллировали разные политики во время переговоров. Это понятие эфемерное, отмечают эксперты. Причина в том, что помимо существования формулы, могут быть еще и договоренности сторон. Россия, будучи монополистом, нередко пытается диктовать государству-покупателю условия поставки газа, которые остаются коммерческой тайной. Это – как экономические преференции, так и косвенные политические договоренности.
Эдуард Ломазов, эксперт по вопросам теплоэнергетики: «В чём-то Россия поступилась и сделала цену на газ приемлемой для той страны, но надо поднять дополнительные документы и выявить, в чём поступилась та страна, в счёт того, чтобы данная цена была такая, как есть».
По словам доктора экономических наук Владимира Соболева, появление в отношениях России и Украины общеевропейской формулы – однозначное достижение. Уменьшение цены на нефть в конце 2008-го и в начале 2009-го предоставит Украине возможность получать газ в течение года по более низкой цене, чем той, что была в первом квартале. Кремль, напоминает эксперт, говорит даже о возможном дополнительном удешевлении голубого топлива: Россия получила возможность ввести своего посредника, который будет поставлять газ некоторым промышленным потребителям. Украина же документально защитила население от такого посредничества и, кроме того, обеспечила себя большим количества дешевого так называемого технического газа, который используется для транзита. При удачной закупочной политике, уверены специалисты, страна на протяжении года еще сможет сократить среднегодовую цену газа.
Владимир Соболев, доктор экономических наук: «С учётом той закачки, который сейчас Украина имеет в хранилищах, мы имеем право покупать по этой цене, по высокой цене газа по 360, но не факт, что он нам нужен по такой цене в этом квартале, у нас есть запасы. Не исключено, что мы можем перекантоваться этот квартал, и, начиная со второго квартала, можем покупать по цене более низкой, и в расчете на год она ещё может снизиться».
В харьковской мэрии, наоборот, новое соглашение не одобряют. Еще до его подписания, руководители города проанонсировали новое повышение тарифов на тепло и горячу воду. Дескать, высокая цена импортного газа приведет к подорожанию коммунальных услуг. Но на заседании Кабмина Юлия Тимошенко пообещала не повышать цены на газ для коммунальных предприятий. И Михаил Добкин уже сменил риторику, пообещав, что тарифы на тепло не изменятся, пока не подпишут протоколы с “Газом Украины”, и цена в них не будет увеличена. Обещанные же льготы коммунальщикам, которые не позволяют поднять цену на тепло для населения, мэр все равно раскритиковал.
Михаил Добкин, мэр Харькова: «Если мы с вами решим задачу, и будем давать населению дешевую тепловую энергию, полностью угробим экономику, я считаю, это не выход из ситуации».
Экономические эксперты, наоборот, уверены: подписание соглашения с Россией – разрешит проблему энерговыживания Украины в этом году. Глобальная задача, утверждают специалисты, не стремление получать новые газовые льготы от монополиста, а уменьшение внутреннего спроса на голубое топливо. Система газопотребления в Украине настолько неэкономичная, говорят эксперты, что количество необходимого топлива делает неконкурентоспособными отечественные предприятия. Дескать, прежде всего, нужно привлекать энергосберегающие технологии, которые бы со временем дали возможность отказаться от импортного газа.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”