Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов

Автор АТН

О своих планах поквитаться с правительством Юлии Тимошенко за газовый кризис на парламентском заседании председатель облорганизации Партии регионов Дмитрий Шенцев проанонсировал еще накануне вечером в Харькове. Дескать, если кто и виноват в том, что в этом вопросе появилась политическая составляющая, – так это именно украинская сторона. Точка зрения регионалов однозначна: если Украина хочет от России особые цены, нужно уметь дружить и в вопросах транзита голубого топлива, и в вопросах Черноморского флота.

Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов 1 Дмитрий Шенцев, председатель облорганизации Партии регионов: «Понятно, что каждая из конфликтующих сторон представляют собственную позицию как единственно верную. Я думаю, что независимые посредники дадут ответ, но мои глубокие убеждения, что виновники этого конфликта всё-таки находятся, к сожалению, на украинской территории, и Украина является основной причиной конфликта».

Точка зрения в проправительственном БЮТе прогнозируемо противоположная точке зрения регионалов. Политику в газовый вопрос, говорят там, привносят российские чиновники, которые пытаются перевести “топливный голод” в Европе на украинскую сторону. А вслед за ними и украинская оппозиция, которая вместо поддержки государства в экономических переговорах, зарабатывает политические дивиденды перед президентской гонкой.

Андрей Стронов, председатель фракции БЮТ в облсовете: «Понятно, что задача оппозиции контролировать действующую власть, но когда есть кризис, все объединяются и работают над тем, как победить этот кризис. У нас происходит по-другому, возвращается политическая составляющая».

Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов 3 Сейчас в регионе позиция БЮТ схожа с позицией Нашей Украины и облгосадминистрации. Губернатор Арсен Аваков неоднократно подчеркивал, что обвинения от России в воровстве газа абсурдны, а позиция “Нефтегаза Украины” на переговорах с “Газпромом” является единственно верной и экономически обоснованной: среднеевропейская цена на газ вводится параллельно с среднеевропейской ценой за его транзит.

Арсен Аваков, губернатор: «Это не вопрос политики, это не вопрос капризов чиновников: если мы согласимся на повышение ставки стоимости газа для Украины и при этом не будет адекватно поднята транзитная ставка, то это для каждого украинского гражданина потеря из собственного кармана от 30 до 200 процентов собственного бюджета, своих затрат на жизнь, коммунальные услуги, на дорожающий транспорт. Поэтому это спор не политиков – это спор за благосостояние граждан».

По оценке независимых экспертов, газовый конфликт заострился именно из-за политических претензий России: если была бы только экономика – контракт уже был подписан. Поскольку “Газпром” каждый день теряет немалые деньги из-за газового противостояния. Однако другие аргументы, считают политологи, оказались важнее прибыли.

Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов 5 Во-первых, говорят специалисты, Россия не может простить Украине самостоятельность в принятии решений, и желают закрепить своё геополитическое влияние как энергетической империи. Во-вторых, находка внешнего врага – довольно классический ход для того, чтобы отвлечь внимание россиян от внутренних экономических проблем. В том, что эта газовая война готовилась белокаменной долго и тщательно, эксперты не сомневаются: только четверть россиян, по данным социологов, относятся к Украине положительно, а это, подчеркивают политологи, очевидно результат пропаганды.

Галина Куц, политолог: «Вона звичайно планувалася Росією, з однієї сторони. З іншої сторони, Україна мала знати, що вона планувалася, тому що це не першій рік. І як уже ці дні показують Україна певні уроки з 2006 року зробила, певні моменти врахувала – то, що газ в сховищах появився і він наш, він не належить ніяким комерційним структурам, це свідчить… Але Україна була абсолютно не готова до інформаційної війни».

Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов 7 Игорь Полищук, политолог: «Мы ослаблены нашими внутренними противоречиями, внутренними усобицами. И поэтому эта «полудемократия», «полуанархия» украинская, она, конечно, является благодатной мишенью для таких жёстких режимов, какой есть в России, тем более не забывайте, что мы находимся в преддверии президентской компании, — и, конечно, Россия не откажется от влияния на неё. А газовый рычаг – это очень действенный рычаг, это газовый ошейник, который пытается одеть Россия на Украину».

При этом, утверждают эксперты, можно сколько угодно обвинять Россию в нарушении морали и употреблении схем пропаганды КГБ. Однако бесспорно одно: если в прибылях Россия теряет, в информационной войне – выигрывает. Схема давления, по общественному мнению, сработала профессионально и результативно, а украинские политики оказались не готовы к этой атаке.

Газово-информационная война. Кто проигрывает, а кто выиграет? Мнения политиков, политологов и pr-технологов 9 Наталья Гурская, эксперт по PR-технологиям: «То, что с первого, даже с тридцать первого, января, руководители России не сходят с экрана, и мы информации о том, что происходит в Украине, получаем откуда? Извините, из российских каналов, из уст первых лиц государства. Где находятся наши лица государства? Мы опять-таки пользуемся слухами, которые идут оттуда, кстати изумительно талантливо идут».

Эксперты предполагают, что информационная война не продлится больше чем три недели – интерес к теме будет падать. Но кто выиграет, пока прогнозировать трудно. С одной стороны, и Украина, и Россия во время «газово-информационной» войны потеряли. Первая – имидж надежного транзитера, вторая – бесперебойного поставщика. С другой, Кремль попытался добиться согласия европейских государств на строительство нового газопровода . Однако перспективы осуществления этого проекта, как и вопрос влияния на украинскую политику, считают эксперты, – неоднозначны. Перед украинскими слугами народа стоят свои задачи: они могут как утвердить свой рейтинг, так и уничтожить его. Все зависит от того, насколько их личная позиция совпадет с потребностями собственного народа.

Марина Николаева

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше