Надежду Шапетько обвиняли сразу по шести статьям – дача взятки, хищение в особо крупных размерах, утаивание доходов и прочее. 8 месяцев женщина провела в СИЗО, 2 из которых, как говорит, без санкции прокурора. Ее имущество арестовали и изъяли. Следствие продолжалось почти 7 лет, и дело закрыли из-за отсутствия состава преступления. Прокуратура признала Шапетько потерпевшей в результате незаконных действий сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов. Женщина уверяет: пока доказывала, что дело против неё было сфабриковано, лишилась всего: деловой репутации, бизнеса, работы и имущества.
Надежда Шапетько, бывший директор частной фирмы: «Когда ты понимаешь, что ты не виновен и сталкиваешься с таким диким беспределом, я считаю, что это самое страшное для любого человека, оказаться в тёмной комнате, в забитом углу и не видеть конца края этому».
Юристы Международного комитета защиты прав человека, куда обратилась Шапетько, увидели нарушение прав по многим статьям, как в ходе досудебного следствия, так и при возбуждении уголовного дела.
Елена Авилова, “Международный комитет защиты прав человека”: «Мы сейчас пытаемся найти возможность для восстановления хотя бы части её прав, потому что прошли все сроки, сроки исковой давности нарушены, мы будем восстанавливать их и пытаться вернуть хоть какую-то часть имущества».
С нарушениями прав и свобод в жизни встречается практически каждый гражданин, не скрывают специалисты. Связывают это в первую очередь с уровнем экономического и социального развития государства.
Николай Марчук, доцент кафедры права ХНУВД: «Чем ниже экономический уровень, тем больше совершается правонарушений, при чём, даже если не иметь ввиду правоохранительную сферу, а взять просто уровень обывателя, больше преступлений экономического характера тянет за собой определённую социальную напряжённость».
В последнее время возросло и количество жалоб о незаконных действиях правоохранителей, констатируют юристы относительно использования физических и психологичных пыток. Однако доказать это, говорят они, весьма сложно, потому что в украинском законодательстве нет четкого определения, какие именно методы являются запрещенными.
Татьяна Каткова, доцент кафедры криминального процесса ХНУВД: « А какие это методы? По мнению одного сотрудника, надевание наручников и приковывание к батареи – это дозволенный метод, для другого не дозволенный метод».
Криминально-процессуальный кодекс, как говорят специалисты, они будут пытаться привести в соответствие международным стандартам. А пока советуют в любом случае добиваться защиты своих прав в судах. Заявление Надежды Шапетько сейчас на рассмотрении в Верховном Суде Украины. Туда она обратилась после того, как её иск о возмещении убытков в сумме 23 миллионов гривен решением предыдущего суда был удовлетворен частично, на 121-у тысячу гривен, кстати, три из которых – это компенсация за 8 месяцев, проведенных в СИЗО.
Анжела Сушко
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”