«Мы лишимся оборонно-промышленного комплекса если…» – Павел Барбул®

Автор АТН

«Мы лишимся оборонно-промышленного комплекса если…» – Павел Барбул® 3

Павел Барбул, экс-директор Спецтехноэкспорт высказался о реформе Укроборонпрома и ее влияние на систему ОПК Украины.

Реорганизация Укроборонпрома трансформирует форму собственности из госконцерна в акционерное общество. Конечный этап заключается в том, что предприятия будут распределены по направлениям деятельности.

Однако, если следовать этой логике, уже сейчас должны быть созданы государственные научно-технические программы по космосу и авиации на несколько лет вперед. Этого пока не происходит, указывает Павел Барбул Алексеевич. Данная ситуация внушает серьезные опасения – такое торможение не дает развивать оборонно-промышленный комплекс системно, а значит, нет оснований для роста производственных мощностей и экспортных возможностей. Как и для реализации собственной продукции.

Ведь задачей Укроборонпрома является выпуск продукции, которая будет конкурентоспособной на рынке. Пока что этому слишком мешает общее отсутствие координации внутри госконцерна. Мы видим это в постоянных срывах экспортных поставок украинского вооружения, боеприпасов и техники. До последнего времени никто даже не удосужился разработать четкий план развития отрасли по таким направлениям, как:

  • организация и проведение военно-научных исследований,
  • международное сотрудничество в оборонной сфере;
  • развитие ОПК.

Павел Барбул также считает весьма плохим признаком очевидную недофинансированность намеченных программ реформ. На них выделяется немногим более 200 млн. грн., тогда как нужно не менее 30 миллиардов. Разница, конечно, очевидна.

Необходимо создать здоровую конкурентную среду, что даст возможность торговать с другими государствами и выполнять заказы своего собственного (которых, практически, нет – несмотря на бодрые отчеты, которые дает госконцерн).

Павел Барбул: формирование здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке

Подготовкой предложений изменений в законодательство Украины в связи с проведением оборонной реформы должны заняться незамедлительно, акцентирует внимание Павел Барбул. Иначе весь оборонный бюджет будет попросту разворован. А потенциально перспективные отечественные военно-технические разработки – забытыми и невостребованными.

Для этого стоит рассмотреть зарубежный опыт и возможности его использования в Украине. В частности, исполнители государственных контрактов должны проходить тщательный отбор на конкурсной основе. Общественные отношения, складывающиеся в военной сфере, а также сферах обороны и военного строительства Украины должны пройти этап «оздоровления».

Поэтому, уверен Павел Барбул, ситуация, когда мы закупаем заграничные беспилотники вместо того, чтобы производить свои, должна быть решена полноценным применением госзакона «О государственных закупках». Между тем, этот закон должен был бы существенно облегчить и упростить механизм оборонных закупок, делая их более подотчетными и управляемыми.

Почему же прорыва не произошло? Во-первых, не ратифицирована методология описания тех товаров и услуг, в которых нуждаются госзаказчики. Поэтому этот список, как и раньше, составляется в произвольном порядке, и на него влияют самые различные интересанты «со стороны».

Далее, никто не занимался детальной разработкой жизненного цикла того, что производит украинский ОПК. Заказчикам проще положиться на те западные концерны, что могут продать технику дешевле, а затем – чинить ее, когда придет время. Затем, когда на базе госконцерна будут созданы соответствующие научно-промышленные комплексы, необходимо привлечь туда профильных специалистов, чтобы ситуация, когда важными технологическим процессами руководят некомпетентные люди, не повторялась. И самое главное – нет конкретного представителя государства, регулирующего качество продукции согласно разработанным нормативам.

Почему украинский беспилотник «не взлетел»?

Но прежде, предупреждает Барбул Павел Алексеевич, необходимо осуществить аудит по программам прошлого периода: были ли они осуществлены, или находятся в процессе реализации (если да – то на сколько процентов), либо же не реализованы вовсе.

В этом контексте весьма интересно, почему решили воспользоваться турецкими Байрактарами вместо того, чтобы развивать собственные разведывательно-ударные беспилотные авиационные комплексы, такие, как Горлица-2, PD-1, Фурия, Spectator-М. Не лишним здесь будет вспомнить и о разработке Спецтехноэкспортом аппарата Sparrow LE.

Самое печальное, что по техническим показателям украинская техника не уступает Байрактарам. А вот вопрос ее дальнейшей разработки и выхода на рынок оказался буквально провален, поскольку государство не оказывает никакой протекции отечественному производителю. Разработка и совершенствование правового обеспечения организации Укроборонпрома совершенно необходимы для усовершенствования практики выполнения задач, реализации функций и полномочий ОПК, замечает Павел Барбул.

Параллельно, чтобы исключить подобные ситуации в будущем, необходимо привлечь к ответу тех руководителей, что взялись за реализацию госконтрактов на боеприпасы, оружие и военную технику, получили от правительства до 80% предоплаты и просрочили свои обязательства более чем на три года, (а некоторые – вообще исчезли).

Высшее руководство должно признать, что все ведомства, задействованные в оборонно-промышленной отрасли – это совокупность должностей и структурных подразделений, которые в целом, неэффективны. И главная задача – это навести системный порядок, а не пытаться решать проблемы отрасли популизмом и реформой, которая вряд ли даст положительный результат.

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”