Листовку якобы от “Батькивщины” против собственных кандидатов Сергей Янченко получил накануне вечером на Салтовке. Качественно напечатанные бумажки без выходных данных распространяли пожилая женщина и парень, уверяли: это в избирательном штабе “Батькивщины” им поручили распространить дискредитирующие листовки. Звонок Сергея в штаб опроверг легенду активистов.
Сергей Янченко, председатель организации “Батьківщина молода” Московского района: «Сказали, что они бедные люди несчастные, что им заплатили деньги. (- То есть они так и не сказали, от кого?) – Не сказали. Я говорю, давайте старшего, будем разбираться. Но они сказали, что у них нет телефона старшего, у него есть телефон человека, у которого есть телефон старшего».
Распространители убежали от Сергея. Но и по закону наказать этих людей, говорят юристы, было бы проблематично. Правоохранители задерживают их только для выяснения личности и предупреждения. Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если в тексте листовок имеются призывы к изменению конституционного строя, разжиганию расовой вражды и т.д.
Федор Вениславский, эксперт по конституционному праву: «Распространение агитационных материалов, которые не имеют сведений о предприятии, которое их изготовило, тираже и ответственных лицах, такие тиражи вообще запрещено распространять. Но какой-либо ответственности за распространение такой незаконной агитации законодательство не устанавливает».
Де-юре, за печать материалов без выходных данных, тем более, если они порочат конкурентов, заказчика образцов черного пиара можно снять с избирательной гонки. Но сначала авторство должны доказать в прокуратуре, а затем принять решение в территориальной комиссии. Вячеслав Гузь стал героем еще одного примера черного пиара – более дешевого в исполнении, но опять же без выходных данных. Он уже обратился по этому поводу в прокуратуру и территориальную комиссию, хотя и не уверен в эффективности Закона “О местных выборах”.
Вячеслав Гузь, представитель ВО “Батькивщина”: «Я и сам понимаю, и все наши союзники понимают, что данная процедура – то есть установить этих лиц, которые этим занимаются, с учетом законодательства, которое есть в данное время – практически нереализуемая задача».
При этом, говорят уже политические эксперты, склонность к черному пиару скорее дурная привычка технологов – на выбор голосующих она фактически не влияет.
Наталья Гурская, эксперт по PR-технологиям: «В психологии очень хорошо известен этот феномен, когда на тебя постоянно давят, давят, человек просто отключается, и количество в качество не перерастает».
Более эффективным специалисты считают создание положительного имиджа. Власть, констатируют эксперты, для этого выбрала массированную бомбардировку избирателей сувенирами, монументальными изображениями и телеобещаниями. Под это даже Закон “О местных выборах” подогнан, возмущаются юристы, ведь разрешается размещать политические баннеры на официальных учреждениях и транспортных сооружениях. А доказать, что коммунальные СМИ размещают агитационные материалы, практически невозможно.
Федор Вениславский, эксперт по конституционному праву: «Не имеет место призывы – голосовать за/против, и другие откровенные призывы, то сказать, что есть какие-то нарушения и предвыборная агитация, достаточно сложно. Поэтому, как правило, коммунальные СМИ и освещают такую деятельность, не призывая голосовать за или против».
Но такое давление на избирателя, так же как и настойчивое подчеркивание принадлежности местных фигур к известным партиям, будет удобно тем, кто и без того является сторонником той или иной политической силы. В то время как результаты волеизъявления будут зависеть от тех, кто еще не определился с выбором.
Алексей Солдатенко, эксперт по связям с общественностью: «Тенденции на образ мера, все-таки люди больше голосуют за личность, а не за партию, в отличие от выборов ВР и местные советы. В любом случаем на всех выборах идет борьба за не определившийся электорат, для этих людей не существует приверженности к какой-то одной партии».
Короткий срок предвыборной гонки, говорят специалисты, заставляет кандидатов проявлять не давление, а креатив. Кто наиболее эффективно продемонстрирует убедительную программу, тот и будет победителем.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_10_13_Agitacia.FLV”);
s1.write(“container”);
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”