Нежелание чиновников отвечать на вопросы не изменил даже закон «О доступе к публичной информации»

Автор АТН

Год назад громада получила законный инструмент для получения публичной информации от органов власти. Но правила, по которым должны были построить новую, более открытую систему отношений между властью и человеком, чиновники почему-то признали для себя необязательной.

Закон «О доступе к публичной информации» безусловно, соглашаются эксперты, установил новые правила отношений между чиновниками и гражданами, которые получили инструмент для доступа к информации и принуждения власти быть более открытой. Но западный опыт и замыслы юристов своеобразно трансформировались в Украине – чиновники научились отвечать без ответов. Новости АТН на собственном опыте познали, что самая важная для общества информация, которая касается распоряжения бюджетными средствами, владения и использования коммунального имущества, которая по закону не может быть закрытой, легко может такой стать. Например, новости АТН запрашивали у рай- и сельсовета Дергачевского района: каким образом гражданину Поповичу Евгению был предоставлен участок, который превышает размеры, дозволенные законом, со сменой целевого назначения, и что это за участок. В ответ – это конфиденциальные персональные данные и ссылка на Конституцию.

Оксана Нестеренко, кандидат юридических наук, эксперт ХПГ по медиаправу: «Статья 32 Конституции Украины предусматривает исключение, когда даже, казалось бы, информация о лице, она является открытой. И вот такое исключение напрямую предусмотрено статьей 6 о доступе к публичной информации, где сказано, что информация о передаче коммунальной собственности, в данном случае земельных участков, или если земельный участок находится в государственной собственности, то в государственной собственности, не является информацией с ограниченным доступом. Более того, копии документов, имена или наименования юрлиц являются открытой информацией. Должна такая информация предоставляться по запросу. То есть соответственно – это прямое нарушение закона».

С отписками и ссылками на конфиденциальность, подтверждают харьковские журналисты и активисты общественного движения, они также чаще всего сталкиваются, получая ответы на запросы. Безусловно, соглашаются они, с появлением закона чиновники все же начали отвечать и чаще всего даже в указанный срок. Но получить необходимую информацию, в частности о бюджетных расходах, очень сложно.

Анатолий Мажора, корреспондент агентства «Медиапорт»: «На конкретно поставлені запитання вони рідко дають відповідь, в основному стосується загальних фраз. Особливо мені подобаються ситуації, когда відвертий канцеляризм: повідомляємо, що вам запрос надісланий тоді то тоді то, ми зараз на нього будемо відповідати, потом там, де відповідати, в принципі не відповідають. Ми кілька разів надсилали запити щодо чеських трамваїв, що були куплені в кінці минулого року. Не зрозуміло, що за підприємець купив цей транспорт, на яких правах – вже потім дізнались, що на правах оренди – ми не можемо й досі дізнатись, хто він, цей підприємець, яка ціна оренди».

Юлия Юдина, общественная активистка: «Они присылают ответ, но в большинстве своем это или отписки, или объяснения – почему мы Вам этой информации предоставить не можем. Когда возникла ситуация с повышением цен тарифов на вывоз мусора, мы отправили запросы в коммунальные предприятия, которые отвечают именно за этот вид услуг – КП «Комплекс по вывозу твердых бытовых отходов», «Жилкомсервис», «Харьковблагоустройство». И в ответ получили, КВБО и «Жилкомсервис» вообще отказались давать эту информацию, апеллируя тем, что они могут давать информацию только о качестве услуг, а КП «Благоустройство» сказали, что информация платная».

К годовщине закона столичные журналисты также составили целый список вопросов, на которые, несмотря на закон и многочисленные запросы различных СМИ, они так и не получили ответы. Это – Межигорье, оплата жизни депутатов и их помощников, бюджетные затраты на реконструкцию домов чиновников в Пуще-Водице и Конча-Заспе, генеральные планы городов, значительные тендерные закупки. Журналисты «Украинской правды» даже составили таблицу, где продемонстрировали, какие ведомства хуже всего предоставляли информацию. Вообще, констатирует Оксана Нестеренко, которая мониторила выполнение закона, и сейчас органы государственной власти и местного самоуправления продолжают его нарушать. Не обнародуют все решения на официальных сайтах – найти их в электронном виде очень тяжело. Не устраняют из регламентов городских советов, как, например, в Харькове, положение об аккредитации журналистов. Выдают документы с грифами для служебного пользования, скрывают публичную информацию. В соответствии с законом, говорит юрист, власть должна была пересмотреть и сократить все грифовые документы, научиться предоставлять информацию, даже из бумаг, которые обладают ограниченным доступом, закрывая только отдельные засекреченные данные, а произошло наоборот. В некоторых учреждениях даже появились какие-то списки с перечнем того, что они считают ограниченной информацией.

Оксана Нестеренко, кандидат юридических наук, эксперт ХПГ по медиаправу: «Несмотря на публичные заявления, что мы приняли закон, и мы его исполняем, и у нас на каждом сайте есть ссылочка «доступ к публичной информации», закон не выполняется на 70%, и главное, что он не выполняется по основным моментам, которые изменяли отношения между властью и человеком».

По закону граждане могут оспорить решение, действия или бездеятельность распорядителей информации, но судебная практика, констатируют медиаэксперты, в этом вопросе пока не большая. Во-первых, запрашивающие информацию, в частности журналисты, не скрывают – у них нет времени на судебные баталии. Скорость подготовки информации настолько высока, что удобнее потратить время на получение данных из других источников или повторить запрос. С другой стороны, говорят юристы, даже суды не готовы принимать якобы очевидные решения о предоставлении информации.

Марина Николаева

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше