Новый старый метод борьбы с людьми и явлениями, которые не устраивают власть, решили реанимировать в Харькове. Давно забытая традиция коллективных писем, которые публично притесняют или поддерживают, возрождена – последнее послание обнародовали на сайте городского совета. В нем харьковская элита обращается к Президенту – ректоры ВУЗов, спортсмены, ученые и руководители предприятий считают своим гражданским долгом открыто, гласно и публично заявить о поддержке Михаила Добкина и Геннадия Кернеса. Кроме дружеского одобрения, элита выражает также свое недовольство.
«Возмущены тем, что имя Харькова также стало «разменной монетой» в этой грязной, циничной игре и целенаправленно порочится в результате масштабной информационной кампании по дискредитации нашего города».
Правда, объяснить, чем именно вызвано возмущение, смогли далеко не все подписанты. Свою поддержку не столько действующей власти, сколько стабильности, подтвердил, например, ректор университета воздушных сил, равно как и несколько руководителей предприятий, ученых, спортсменов. Общими фразами прокомментировал письмо и ректор национального университета имени Каразина Виль Бакиров.
Виль Бакиров, ректор ХНУ им. В.Н. Каразина: «У нас захотелось просто выступить в защиту, ну скажем так, даже не конкретных персоналий, стоящих у власти, а в защиту самого имиджа города, который стал, ну если так говорить откровенно, разменной монетой в острой политической борьбе».
А вот остальные «известные и почетные» даже разговаривать на эту тему категорически отказываются. Музыканты говорят, что готовы обсуждать только музыку, медики вспоминают о больных, а одна из спортсменок, услышав о письме, разговор сразу прервала.
Позицию тех, кто не готов отвечать за собственную подпись, не понимает Валентина Астахова. Ректор Народной украинской академии едва ли не единственная оказалась не в командировке, не занятой и объяснила: в осторожных формулировках письма Президенту идет речь о дороге через парк Горького и скандале вокруг ее строительства. Активным деятелем она была еще в советское время, как член КПСС подобные письма подписывала не раз.
Валентина Астахова, ректор ХГУ «НУА»: «Но я не знала и в прошлом такого, чтобы люди подписывали просто под шумиху, под общую канву – нет. Если подписывали, то с полным убеждением, что надо поддержать или надо осудить».
Исполняющий обязанности мэра Геннадий Кернес о письме в поддержку себя говорит даже во время сегодняшнего заседания в мэрии. Правда, в собственной интерпретации в который раз подчеркивая, что вся критическая информация в СМИ о деятельности руководителей города – это неправда.
Геннадий Кернес, и.о. мэра: «Постоянно вводят харьковчан не просто в заблуждение, а вводят их в такие информационные потоки, для того чтобы люди не сумели разобраться. Я пользуюсь случаем, хочу сказать, что рядом харьковчан, заслуженных харьковчан было подписано обращение на имя Президента Украины о том, что все, что сегодня в некоторых средствах массовых информации озвучивается, не соответствует действительности».
Еще в одном письме в прошлом месяце “известные харьковчане” осудили издание “Украинская правда”. С формулировкой “вынуждены выразить глубокое разочарование профессиональными нормами” подписанты обвиняют издание в необъективном освещении событий. Под текстом – тридцать известных фамилий – нардепы, спортсмены, ученые. Правда, позже оказалось: почти половина людей в списке ни письма, ни статьи “Украинской правды” в глаза не видели. Например, известный альпинист и покоритель Эвереста Сергей Бершов о наличии своей фамилии вообще узнал от журналистов.
Арсен Аваков, депутат облсовета: «Я человек простой, я взял трубочку и позвонил некоторым. Один был на гастролях в Болгарии и даже не слышал, что подписал это письмо. Пару ректоров не подписывали и возмущены, пять или шесть спортсменов олимпийских чемпионов вообще сказали: вы че, обладели, никакого письма нет, не подписывали».
Подобные методы и по стилю, и по характеру очень напоминают письма с советских времен, говорит правозащитник Евгений Захаров, когда ударники труда, ученые, герои Советского Союза и соцтруда коллективно и публично выражали свою обеспокоенность. Были такие кампании и против Сахарова, и против Солженицына, и в деле Даниэля Синявского. Были и кампании “за” – всем союзом поддержать политику ЦК КПСС, всем народом ввод войск в Чехословакию.
Евгений Захаров, правозащитник: «Оце висловлення всенародної підтримки, чи навпаки всенародної образи з приводу конкретних людей і подій потім, як виявилося, було зроблено під тиском, і люди, які підписували ці листи, їм було дуже соромно за те, що їхні призвіща там стояли. Досі згадують, що такий-то виступав на цькуванні Бориса Пастернака, а такий-то підписувався під листом, щоб Сахарова позбавити звання академіка, і так далі».
Но сегодня такие методы вряд ли будут эффективными, считает правозащитник. Если только за короткое время гражданское общество не вернется к тоталитарному прошлому.
var s1 = new SWFObject(“mediaplayer.swf”,”mediaplayer”,”560″,”420″,”7″);
s1.addParam(“allowfullscreen”,”true”);
s1.addVariable(“width”,”560″);
s1.addVariable(“height”,”420″);
s1.addVariable(“file”,”video/news/10_07_07_Pisma.FLV”);
s1.write(“container”);
Светлана Cирык
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”