“Письма счастья” снова вернутся в Украину?

Автор АТН

Фото с постановлением о наложении штрафа будут высылать владельцу авто. Юристы утверждают, что законопроект не совершенен и нарушает права человека.

Ежедневно на украинских дорогах гибнет более 10 человек. Такую статистику называют в главном управлении ГАИ, и отмечают, что на нарушение правил большинство водителей идут умышленно. Едут на “желтый” и “красный”, “не замечают” знаков, превышают скорость. Только в области за шесть месяцев текущего года произошло более 1 тысячи ДТП, подавляющее большинство которых из-за превышения скорости.

Наталья Филоненко, старший инспектор облуправления ГАИ:
«Через порушення правил дорожнього руху, через порушення безпечної швидкості скоєно 291 ДТП, в яких 36 осіб загинуло, 363 отримали тяжкі тілесні ушкодження»

Бороться с нарушителями гаишники решили старым методом – вернуть “письма счастья”. Прибор фиксирует нарушение на дороге и на домашний адрес водителя приходит постановление о наложении штрафа. В 2008 году такая практика уже была, тогда водители массово ринулись в суд, потому что часто визирь, который проводил фиксацию, работал с нарушениями. Фото были просто абсурдными. На одном из них, например, заправка двигалась со скоростью 66 км в час.

Виктор, стаж вождения 35 лет:
«Некоторые не нарушали и приходили им. Были такие случаи – пока разберешься, человек неделю времени может потерять за разборами!»

Александр, стаж вождения 10 лет:
«Не понятно, что это, откуда, за что? На самом деле было это или не было, правдивая информация или нет, ты уже это не проверишь, доказательств никаких нет, спросить не у кого»

Сергей, стаж вождения 7 лет:
«Все это так абстрактно. Должны быть эти приборы четко проверены и соответствовать стандартам, а я очень сомневаюсь, что это есть»

В 2010 году общественным активистам удалось доказать главную проблему “писем счастья” – их присылали не нарушителю правил дорожного движения, а владельцу авто. Тогда как за рулем мог быть вовсе не он, а, например, водитель, который ездит по доверенности. Чтобы избежать подобных недоразумений, нардепы решили усовершенствовать процедуру. Теперь владелец авто должен выписать водителю специальное разрешение.

Денис Журавель, юрист Харьковского автоклуба:
«Предлагается, что каждый водитель, передавая автомобиль в управление, выписывал такое разрешение от руки, в специальном бланке, и на основании этого разрешения другое лицо управляло. Это делается для того, чтобы, в случае фиксации административного правонарушения с помощью спецсредств, привлечь того водителя, который управлял транспортным средством, на основании такого разрешения, либо же собственника. Кого-то из них»

Такая процедура хотя и будет способствовать установлению личности нарушителя, однако, как и в прошлый раз нарушает основные права человека, которые охраняются Конституцией Украины. Постановление о наложении штрафа будут высылать именно владельцу авто. И тот должен будет в течение месяца предоставить доказательства своей непричастности.

Людмила Клочко, Харьковская правозащитная группа:
«Это нарушает основные принципы того, что называют верховенством права. В соответствии с верховенством права – этот принцип зафиксирован и в нашей Конституции. Человек считается невиновным, пока государство не докажет его вину, а не человек должен доказывать, что он не виноват, если ему какое-то обвинение предъявляется»

Вместо этого, в случае принятия законопроекта, владелец авто должен будет предоставить личные данные людей, которые управляли транспортным средством в течение месяца. В противном случае – платить штраф будет лично. Если доверенность выписана на кого-то из родственников, согласно Конституции, человек имеет право не давать показания против себя и своих родственников, говорит активист «Дорожного контроля» Сергей Скороходов.

Сергей Скороходов, автоэксперт “Дорожного контроля”:
«Я не буду предоставлять данные лиц, которым я доверяю транспортное средство, потому что фактически я, без их согласия, буду предоставлять конфиденциальные данные не понятно кому. Что тоже является нарушением законодательства. С 1 января 2012 года вступил в силу Закон о защите конфиденциальных данных, поэтому этим законопроектом перепрыгивается сразу несколько законов»

Навести порядок на дороге можно и без таких спорных нововведений, добавляет Скороходов. Достаточно придерживаться существующих правил, исключить взяточничество в ГАИ и честно штрафовать нарушителей. А в случае принятия закона – судиться.

Татьяна Доцяк

Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”

Ми використовуємо cookies! Добре Читати більше