– Готовы? Тогда поехали! – дал команду журналистам и своей свите вице-премьер министр – министр инфраструктуры Борис Колесников. В считанные секунды с перрона Киевского центрального железнодорожного вокзала все погрузились в новенький, красивый корейский поезд. Hyundai –разрисованный в символику Евро-2012, повез нашу корреспондентскую группу в культурную столицу нашей страны – Львов. Это первая официальная поездка данного поезда во Львов. До этого в течение двух месяцев технику испытывали машинисты.
“Не забудьте пристегнуть ремни безопасности” – под эту шутку кого-то из коллег я шагнула в вагон поезда. И немного разочаровалась: вопреки фоновому ожиданию, на салон самолета он был совсем не похож. Внутри вагон выглядел почти также как и обычный столичный экспресс, который до появления на маршрутах корейских конкурентов, связывал столицу с некоторыми городами Украины. Второй класс выглядел просто: по два кресла с одной стороны и по три – с другой (в первом классе с каждой стороны по два кресла). Кресла самые обычные, синие, со спинки следующего вытаскивается столик, есть специальное место, куда поставить чашку. На потолке мониторы – сегодня там рекламировали данный поезд, но, скорее всего, в дальнейшем экраны будут использоваться для показов фильмов.
Из новшеств – стеклянные двери, которые открываются при нажатии на кнопку, вакуумный туалет. Из совсем необычного: приветливый и очень молодой персонал – чаще всего на поездах работают строгие женщины в возрасте “средний плюс”.А еще в поезде есть специальные шкафы-секции для чемоданов, и специальные места, для инвалидов-колясочников.
Это один из шести поездов Hyundai, которые закупила “Укрзализниця” в рамках подготовки к Евро 2012. Как поясняют в пресс-службе железнодорожного перевозчика такие поезда будут курсировать между Киевом и Львовом (одна пара), Киевом и Харьковом (два пары) и Киевом и Донецком (одна пара). Во Львов и Харьков официально первых пассажиров повезут 27 мая – в воскресенье. В Донецк корейский поезд поедет в первых числах июня. В поезде (девятивагонной комплектации) 579 мест, из которых 1-го класса — 168, 2- го класса — 411.
“Возможно скорость будет быстрой? Может, мы напрасно сели в кресла, расположенные спиной к ходу движения?” – спросила меня Ксения, корреспондент одного из общественно-развлекательных сайтов. Мы начали волноваться — мест на противоположной стороне, там где кресла расположены “лицом” к движению поезда, уже не было. Их заняли более предусмотрительные и расторопные коллеги. Впрочем, спустя полчаса мы поняли, что наши волнения были совершенно напрасны.
Средняя скорость поезда не превышала 140 км в час, лишь пару раз он разгонялся до 160 км в час, но дольше десяти минут такую скорость не выдерживал — сбрасывал. Впрочем, даже при показателях в 140 км в час — в поезде пассажиров, которые вставали, покачивало и, вопреки обещаниям железнодорожников, в вагоне, разговаривая по телефону приходилось повышать голос, чтобы перекричать стук колес. Шумоизоляция подкачала.
“Дорога от Харькова до Киева займет 4 часа 25 минут, 6 часов 30 минут понадобится корейцу, чтобы преодолеть расстояние между столицей и Донецком, а 4 часа 55 минут нужно поезду чтобы доехать из Киева во Львов” – рассказывает Владимир Козак, глава “Укзализници”. По его словам, это далеко не предельная скорость. Со временем данные поезда ускорятся. Для этого понадобится модернизировать железнодорожное полотно и дать немного времени машинистам, чтобы получше ознакомиться с данной техникой.
Также во время поездки там отсутствовал обещанный Wi-Fi. Коллеги работали, используя редакционные модемы.
В буфете цены весьма демократичные: бутерброд или салат (Цезарь, Оливье) -20 гривен, литр сока стоит столько же, шесть гривен стоит маленькая бутылка минеральной воды. Правда, еда показалась невкусной.
Корреспондент ТСН.ua и коллеги из других СМИ попробовали салат “Цезарь” и бутерброд с сыром (к слову, такой набор, по словам обслуживающего персонала будет стоит 40 гривен для пассажиров второго класса, и бесплатно для первого). Все мы единодушно пришли к мнению, что особого спроса на такую пищу не будет.
Вся эта еда, мягко говоря, напоминала фаст-фуд. “Эх, а какая была соляночка в столичном экспрессе, а какие отбивные. Пальчики оближешь. Мы большую часть дороги сидели в вагоне-ресторане”, – мечтательно вспоминал Андрей, сотрудник одной из газет. По его словам, цены в экспрессах были все же немного выше. Так, например, овощная нарезка, отбивная и картофель на гарнир – обходились в 60-70 гривен. Впрочем, по всей вероятности, и качество еды было другим, более высоким.
К слову, французские журналисты, которые приехали в Украину освещать подготовку к Евро 2012, есть предложенные им железнодорожниками бутерброды не стали. А салат и вовсе побоялись заправлять тем соусом, который к нему прилагался. Они понюхали баночку соусом и осторожно отставили ее на край своего стола.
– “А чем же поезд отличается от обычного экспресса?” – удивляясь, спрашивали журналисты Бориса Колесникова.
Со слов Министра инфраструктуры, поезд на порядок современнее, да и в обслуживании он намного дешевле. Это правда. Но в тоже время этот поезд намного дороже для пассажиров. Так, например, по данным “Укрзализници” средняя стоимость билета на проезд вторым классом по маршруту Киев-Харьков составит 275,66 грн, Киев-Львов — 307,45 грн., Киев-Донецк 367,75 грн Цены на обычные поезда (класс -купе) на эти маршруты почти в 2,5 раза ниже.
Правда, железнодорожники обещают скидки. Так, например, каждый четверг и каждую субботу при покупке билетов будет действовать скидка 10%, а стоимость при покупке на пятницу и на воскресенье тариф соответственно будет увеличиваться на 10%. С ними спорят жители Львова: “Это очень дорого для украинцев. Посчитайте, поездка (дорога) во Львов вдвоем обойдется в 1200-1400 гривен. Разве по карману обыкновенным жителям нашей страны такие цены? К тому же этот поезд приезжает вечером, а значит мне придется лишний раз оплатить стоимость гостиницы. В моих глазах, этот поезд сильно проигрывает перед обыкновенными ночными поездами”. — говорит Алена Котляренко, администратор ресторана японской кухни (Львов).
“Если попасть в акцию, за 500 гривен можно слетать в Харьков, и дорога займет в три раза меньше времени” – говорит Максим Зайцев, нотариус.
“Самолет — это быстро. Но вы не забывайте, что вам нужно добраться до аэропорта, приехать заблаговременно, чтобы успеть на регистрацию, и выехать из аэропорта прибытия. Плюс возможны, в связи с погодными условиями, задержки рейсов. А здесь вы не привязаны к погоде, к тому же тут вы отправляетесь из центра города в центр другого города. Это очень экономит ваше время” – резонно возражает Борис Колесников.
Обещает профильный министр и пересмотреть цены на билеты. В частности, в этот понедельник он собирается поднять вопрос перед правительством об отмене НДС на продажу таких билетов. Если это произойдет — проездные документы на Hyundai подешевеют почти на 20%. По словам, Бориса Колесникова, это может произойти к началу сезона отпусков — к концу июля этого года.
Пока не ясно понравится ли Hyundai украинцам или нет. Станет ясно когда массово начнут ездить. Несколько лет назад, когда в России запускали “Сапсан” по маршруту Москва-Санкт-Петербург, настроения были аналогичные. Российские железные дороги также отказались от части дешевых поездов в пользу скоростного “Сапсана”. Люди были очень возмущены, однако сегодня на этот поезд весьма тяжело купить билет. Причем стоит он даже по московским меркам дорого, около 100 долларов.
Тем не менее, “Укрзализниця” рассчитывает ежемесячно продавать на корейские поезда не менее 10 тысяч билетов.
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”