Прежде чем спускаться в подземелье, которое неподалеку синагоги, спелеолог Андрей Ковалев проводит жесткий инструктаж. Говорит, что за 20 лет его практики 8 людей попали в ловушку катакомб, оказавшись под завалами, – спасти их было невозможно. Поэтому Андрей советовал держаться проводников – для уверенности представителей СМИ даже пересчитали. Это подземелье журналистам показывают впервые, но здесь уже побывало множество любителей экстремальных ощущений, о чем свидетельствуют груды мусора. В сердцевине подземки журналистов ожидает сюрприз – фаер-шоу. Отец и сын ловко управляют огнем, но через несколько минут кислорода становится все меньше и возникает желание поскорее выйти на свежий воздух. Но журналисты увидели и услышали еще не все. Андрей Ковалев рассказывает, что подземка по улице Воробьева – это, скорее всего элеватор, который предназначался для хранения сыпучих продуктов. Доказательством гипотезы служит загрузочный люк и широта и высота подземки – приблизительно 5 метров. А вот дату ее создания установить нелегко, говорит спелеолог. Приблизительно – это вторая половина 19-го века.
Андрей Ковалев, президент фонда „Дети подземелья”
“Мы находимся в большом дефиците информации об этих подземельях. Это есть подземная толща, как правило „нема” – много людей там побывало, если и были там какие-то артефакты, которые могли свидетельствовать о времени создания, то их давно уже там нет.”
Другой подземный маршрут ожидал журналистов возле дома областной филармонии, которая, кстати, в 19-м столетии была развлекательным клубом для богачей. Эта подземка – одна из популярнейших и лучше всего сохраненных в Харькове. Но в прошлом году из-за прорыва коммуникаций было утрачено около 20 метров подземного хода. Сейчас его длина составляет не больше 55 метров. Это подземелье также выполняло функции амбара, но здесь хранили уголь, рассказывает спелеолог. Дальше маршрут пролегает через помещение, которое было создано на сотню лет раньше, – здесь даже кирпич отличается. Исследователи допускают, что и эта подземка строилась с хозяйственной целью
Игорь Денисенко говорит, сидя в настенной нише: „какие-то стеллажи можно было расположить вдоль одной стороны хода или с обеих сторон. Здесь небольшое расширение даже в самой нише.”
На потолке можно увидеть крючки для светильников и явные признаки 20-го века – остатки электропроводки. Сейчас здесь мусора не так много, как раньше, рассказывает Денисенко.
Игорь Денисенко, член правления фонда „Дети подземелья”
“Здесь, возле дома Фреймана на Рымарской, мы летом 2007 года провели субботник. Вынесли более 60-ти мешков мусора, разные деревянные и металлические конструкции, которые просто были нагромождены там, и. скажем так, место обитания бомжей ликвидировали.”
Спелеологи говорят, что сегодня, к сожалению, ни одно подземелье Харькова не имеет статуса памятника истории и архитектуры. А такой статус помог бы сохранить катакомбы от разрушения.
Наталья Хачко
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”