В 2003-м был САРС – атипичная пневмония. И в Харькове, как и во всем мире, в то время начались учения: как бороться с грозным вирусом. Правда, что и к чему, даже сами врачи тогда не знали. А всемирные СМИ информировали об опасности – сотни умерших и тысячи инфицированных.
Людмила Барышева, врач, 21.05.2003: «Учитывая, что это новая инфекция, вызванная вирусом “корона”, так называемым. Откуда он появился, что еще не понятно».
Как остановить угрозу человечеству? Над этим бились врачи Всемирной организации здравоохранения, занимались разработкой диагностических тестов и лекарств, которые бы помогли победить смертельную болезнь. Харьковские специалисты ситуацию называли непредсказуемой. А потому были введены повышенные меры безопасности. Рабочие санитарно-карантинной службы аэропорта обеспечивались индивидуальными средствами защиты, наготове были противочумные костюмы. Разработан план по усилению санитарно-эпидемиологического режима в городе и на пограничных контрольно-пропускных пунктах: медосмотр всех мигрантов, регистрация студентов из стран, где была зафиксирована атипичная пневмония, и даже открытие специзолятора, где бы опасные приезжие в течение 10-ти дней находились под наблюдением медиков, при больницах наготове были отдельные боксы, кровати и кабинеты для приема больных, а также медикаменты, которых, кстати, якобы крайне не хватало.
Леонид Чуйков, гл. городской инфекционист, 12.05.2003: «В дальнейшем идёт разговор о том, что будет запас таких медикаментов для лечения нескольких больных. Проблема в том, что эти препараты дорогостоящие, и мы на сегодняшний день имеем минимум запаса, но в ближайшее время будем иметь запас таких средств, которые позволят своевременно оказать помощь».
Людей с подозрением на САРС доставляли в инфекционную больницу. Так, там оказались три сотрудника поезда Владивосток-Харьков, из которого еще раньше в России сняли четверых военных с подозрением на нетипичную пневмонию. Но диагноз не подтвердили, оказалось обычное ОРЗ. На больничной койке оказалась и жительница Балаклеи, которая, вернувшись из Арабских Эмиратов, простудилась. В Харьковском регионе случаев заболевания атипичной пневмонией, которой ведущие эпидемиологи прогнозировали глобальную эпидемию, так и не было. А со временем о ней вообще забыли.
Однако впоследствии на смену САРС пришел птичий грипп. Эпидемия, вирусы-мутанты, миллионы жертв. Так пугала землян Всемирная организация здравоохранения и международные СМИ. Эпидемиологи не исключали, что на фоне заболевания обычным гриппом птичий может мутировать и передаваться от человека к человеку, к тому же каждый второй случай мог бы быть летальным. Однако еще большим вирусом харьковские врачи считали вирус страха и успокаивали харьковчан.
Иван Кратенко, гл. санитарный врач области, 30.09.2005: «Меня, например, изумляет то, что сейчас большинство харьковчан боятся заразиться птичьим гриппом. Ну нет у нас его, нет! И бояться не нужно».
Между тем люди боялись – к тому времени объем продаж куриного мяса упал в 5 раз. Хотя санврачи уверяли: торговля птицей под контролем, принимаются все меры защиты. Правда, сотрудников птичьих хозяйств начали прививать, но от обычного человеческого гриппа и за счет самих владельцев, к слову, одна ампула вакцины тогда стоила от 36 до 90 гривен. Специалисты пытались разработать и методы диагностики, чтобы идентифицировать заболевания птицы – грипп это или болезнь Ньюкасла, так называемая “псевдочума”, которая вызывает больше опасений у ветеринаров. И тогда началась иммунизация птиц от этой болезни. К тому же ветврачи взялись проводить на рынках дезинфекцию торговых мест, где продаются птичье мясо и яйца, а также контейнеров, где хранятся эти продукты. То ли своевременно принятые меры, то ли ложная тревога, но ни одного случая заболевания человека птичьим гриппом зарегистрировано не было.
Анжела Сушко
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”