Два года – как страшный сон. Именно так Михаил Жиденко говорит о том времени, которое он провел в тюрьме в ожидании приговора. Возвращение домой кроме радости пробудило и кошмарные воспоминания о трагическом вечере. Как появились неизвестные в штатском, которые потом оказались милиционерами, как начали угрожать, бить его и его жену. Даже то, как взялся за ружье, – все Михаил помнит в деталях.
Михаил Жиденко: «А я стояв тут о так, только вийшов з порог, прокурорша каже, що вийшов, а я стояв тут, за що получился вистрєл, я ж понизу, а із-за того, що набагато вище получілось так. А ось тут він лежав, ага ось тут».
Его жена Любовь Головко рассказывает, что в течение двух лет она жила одним ожиданием Михаила, однако, когда он вернулся, проблемы не закончились. Соседка, рассказывает Любовь Головко, которая, по данным судебного следствия, привела правоохранителей во двор Жиденко, вновь угрожает расправой. Отомстить, по словам Любови, обещал и напарник погибшего Сидоренко – Александр Билозор – который перевелся в Нововодолажский райотдел. Поэтому после возвращения домой Михаил ведет себя крайне осторожно: лишний раз не выходит на улицу, чтобы его не встретили и не подкинули, например, наркотики.
Любовь Головко, жена М. Жиденко: «Я тепер боюсь і днем і ночю, тому що я знатиму, що вони мені мститимуть. І в Водолазі роблять. Это значит, що мені вообщє нікуди нельзя показаться, ні поїхати, ні в больницю – у меня чоловік після тюрми сильно хворіє. У нього печінка страшне болить, спина не може розігнутися, ходити не може, їсти не може – мені треба в лікарню відвезти, а я не можу його в лікарню відвезти, бо боюся».
Непосредственно перед арестом Жиденко болел гепатитом А. Бессменная “ячневая диета” в следственном изоляторе здоровья Михаилу не прибавила. Однако больше всего мужчину огорчает потеря трактора: в отсутствие Михаила он поржавел и его практически разворовали на металлолом. Земельные паи, без хозяина, также эти годы не обрабатывались – на что жить в ближайшее время, семья Жиденко не знает.
Михаил Жиденко: «Трактор розворовали, син волоком відтянув. На том дворі усе до болта, усе пішло на металолом, все пішло на металолом».
Сегодня адвокаты Жиденко готовят исковые требования, чтобы получить компенсации за два года, проведенные в тюрьме. Кроме того, они планируют добиться уголовного преследования всех правоохранителей и работников прокуратуры, которые на суде давали ложные показания против Жиденко. Но для начала им нужно еще раз вступить в поединок с прокуратурой, которая готовится обжаловать решение Апелляционного суда. Только после этого, считают в Харьковской правозащитной группе, можно будет говорить о возможности выплаты компенсаций. Подобное уже было в практике украинских правозащитников.
Андрей Кристенко, юрист Харьковской правозащитной группы: «Было решение, и оно устояло в апелляции, о возмещении больших сумм, по-моему по миллиону назначили двум лицам, которые незаконно содержались под стражей. И получили такое возмещение. Сейчас это дело находится на рассмотрении в Верховном суде, именно не по сути, а по сумме компенсации».
Если оправдательный приговор в отношении Жиденко будет подтвержден в высших инстанциях, по закону, через суд он сможет добиться компенсации за каждый день, незаконно проведенный в СИЗО. Адвокаты Михаила уверены, сценарий развития событий будет именно таким.
Марина Николаева
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”