Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.
Рождественский пост установлен для того, что люди ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост строги: в понедельник, среду и пятницу запрещаются рыба, вино и елей, разрешается принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.
Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Со 2 по 6 января 2009 года пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу есть нельзя.
Церковь рекомендует, постясь телесно, необходимо также «поститься и духовно». Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой, говорят церковнослужители.
АТН
Підписуйтесь на Telegram-канал “Новини АТН”